Перспективное планирование занятий с электронным конструктором знаток. Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста к электронному конструктору "знаток"

» - российский конструктор, который знакомит детей с электроникой. На коробке значится маркировка 5+, но под присмотром взрослых можно начать и раньше. Главное - объяснить, почему так важно следить за расположением плюсов и минусов на деталях. И не жалеть игрушку, когда ребёнок перейдёт к собственным экспериментам.

Комплектация

Конструкторы выпускаются в нескольких вариантах, в редакцию прибыл набор «В» для первых шагов в электронике из 18 деталей.

В набор входят:

  • инструкция;
  • интегральные схемы со звуками специальных автомобилей (скорой помощи, пожарной или полицейской машины);
  • динамики;
  • резисторы;
  • транзисторы;
  • диоды;
  • переключатели;
  • проводники;
  • блок питания.

Кстати, этот конструктор поставляется с батарейками. Мелочь, а приятно: в некоторые игрушки, требующие питания, их забывают положить.

Как работает конструктор

Принцип простой: на прочной пластиковой плате устанавливаются крупные яркие детали. Никакой пайки не требуется. Соединения деталей и платы выглядят и работают, как застёжки-кнопки на одежде. С ними справятся даже дети четырёх лет.

В роли проводов здесь не мягкие, гнущиеся и непослушные кабели, а жёсткие конструкции фиксированной длины.

В инструкции указано, как собрать 15 разных схем, чтобы диоды замерцали, а динамик стал издавать звуки автомобилей специальных служб.

О самостоятельной игре речи не идёт. Чтобы понять, что и как работает, мало просто уметь читать, нужно уметь читать отечественные инструкции. Некоторые описания к схемам составлены так, что не каждый взрослый с первого раза поймёт, лучше ориентироваться на картинку.

Огромный плюс таких конструкторов в том, что вокруг них можно выстраивать другие игры. Не просто собрать-посмотреть-разобрать схему, а играть вместе с машинками, куклами и всем тем, что уже есть в детской комнате.

Для детей старше 10–11 лет конструктор именно в этом наборе скучноват, на один раз. Но если дать им большее количество деталей, то и интерес возрастёт.

Хорошее и плохое

Плюсы от покупки конструктора несомненны.

  • Развитие мелкой моторики . Даже если вы сами понятия не имеете, зачем эти схемы нужны, подумайте хотя бы о мелкой моторике. О том, что развивать координацию пальцев важно и нужно, написаны тонны исследований. Поделки, шитьё, рисование, письмо… почему бы и конструктором делу не помочь?
  • Обучение . Тут комментарии излишни. Понятно, что многие знания, полученные в пятилетнем возрасте, не задержатся в памяти, если их не закреплять. Зато они прочно вплавятся в то, что называется background.
  • Повод для общения . Как мы уже упоминали, без помощи дошкольник конструктор не осилит, нужны родители. Откровенно говоря, многие детские игры для мам и пап откровенно скучны. «Знаток» не даст заскучать ни для взрослым, ни детям.

Конструктор выпускается в разных вариантах, можно докупать новые коробки и соединять детали из них в нечто грандиозное.

Минус только один. Как и все игрушки для дошкольников, конструктор ломается. Создатели постарались сделать его максимально прочным, но всё, что было припаяно, рано или поздно отламывается. Правда, я не знаю пока ни одной игрушки, которую не может сломать пятилетний ребёнок.

Почему «Знаток» покупать необходимо? Потому что ребёнок привыкнет к тому, что есть на свете электроника, что можно собирать сложные конструкции. И будет от этого счастье (то есть свет, звук и прочие эффекты). Через несколько лет, если и не потребует большего, то хотя бы не испугается, кода вы подарите « », « » или Arduino.

Лайфхакер благодарит магазин Medgadgets.ru за предоставленное для тестирования устройство.

Олеся Кротова
Программа дополнительного образования «Учимся играя»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «УЧИМСЯ ИГРАЯ »

Разработала воспитатель : Кротова О. В.

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО произошло обновление содержания образования , а именно, программа нашего дошкольного учреждения направлена на индивидуализацию и социализацию образовательного процесса , где ребёнок становится субъектом образования , активным в выборе содержания своего образования . Научить ребенка хотеть быть успешным - вот основная задача детского сада 21 века, создать все необходимые условия для его развития. И обязательно, организовать родителей, создать условия и для развития мотивации родителей принимать участие в образовании своих детей - дошкольников.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания детей, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов «Знаток» позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование , моделирование физических процессов и явлений).

Важная задача сегодня - сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. Эта непростая задача, в первую очередь, требует создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы , вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того , что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение , а также в процессе осуществляется физическое совершенствование ребенка.

Конструкторы "Знаток" позволяют получить первые сведения о мире электричества и электроники. Разработчикам этих конструкторов удалось сделать игрушку и наглядное пособие, которое позволяет изучать мир в игровой форме.

Разработкой конструкторов занимался знаменитый мастер на все руки, ведущий программы «Очумелые ручки» Андрей Бахметьев. Конструктор проверен временем и десятками тысяч детей и взрослых. С 2002 года он признается в России самым популярным конструктором для детей.

В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов :

1. Психическое развитие : формирование пространственного мышления, творческого воображения , долгосрочной памяти.

2. Физиологическое развитие : развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

3. Развитие речи : активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Задачи программы :

Обучающие :

Познакомить с основными простейшими принципами конструирования;

Изучить виды конструкций и соединений деталей;

Сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы;

Повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора «Знаток» .

Развивающие :

Содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей;

Сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел;

Развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также мелкую моторику кисти рук, последовательность в выполнении действий;

Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные :

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

Способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах;

Нравственное воспитание.

Сроки реализации программы .

Данная программа рассчитана на один год обучения с детьми 6-7 лет. Общая продолжительность обучения 56 занятий в течении учебного года. Занятия 2 раза в неделю во второй половине дня продолжительностью 25 минут, а также интеграцию содержания с другими образовательными областями . Мониторинг детей проводится 2 раза в год в сентябре и в мае.

Длительность и количество занятий :

Дети в возрасте 6-7 лет – 25 минут, 2 занятия в неделю

Актуальность

Данная программа актуальна тем , что раскрывает для дошкольника мир техники. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Конструктор «Знаток» объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения , способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование этого конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна программы заключается в том , что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования , развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в дополнительном образовании «Учимся играя » открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть , но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Этот конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу» , настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя , они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Для обучения детей конструированию я буду использовать разнообразные методы и приемы .

Методы Приёмы

Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа) . Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма : собирание моделей и конструкций по образцу , беседа, упражнения по аналогу)

Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов , разных вариантов моделей.

Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование .

Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

Планируемые результаты освоения программы с детьми 6-7 лет :

Личностными результатами является формирование следующих умений :

Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события) ;

Называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) :

Познавательные УУД :

Определять, различать и называть детали конструктора,

Конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу , по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

Ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного.

Перерабатывать полученную информацию : делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы .

Регулятивные УУД :

Уметь работать по предложенным инструкциям.

Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя.

Коммуникативные УУД :

Уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

Уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Дети будут иметь представления :

О деталях конструктора «Знаток» и способах их соединений;

Об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

О зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

О связи между формой конструкции и ее функциями.

Форма представления результатов

Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;

Выставки по конструированию;

Конкурсы, соревнования, фестивали.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

конструкторы «Знаток» (по количеству детей) ;

технологические карты, книга с инструкциями;

компьютеры (по количеству детей, проектор, экран.

Структура НОД

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются :

Совершенствование навыков классификации.

Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

Развитие памяти и внимания.

Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

Развитие комбинаторных способностей.

Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи :

Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.

Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Учимся играя » , 2 раза в год проводилась диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Она позволяет определить уровень развития физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Тематический план. Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет

п/п Тема НОД Содержание работы Количество

занятий Время

1 Знакомство с электронным конструктором «Знаток» Дать детям представления о происхождении конструктора, его разработчике. 1 25

2 Мир электроники (знакомство с видами деталей) . ЛАМПА Продолжать знакомить детей с деталями конструктора и различными способами их крепления.

При замыкании выключателя лампа загорается. Она гаснет, когда выключатель размыкается. 1 25

3 Лампа, управляемая магнитом Активизировать внимание, память. Развивать познавательный интерес, навыки общения.

Модель лампы, управляемая магнитом 1 25

4 Лампа, управляемая звуком Модель лампы, управляемая звуком 1 25

5 Лампа с изменяемой яркостью Модель лампы, меняющая яркость 1 25

6 Лампа с выдержкой времени Модель лампы, выдерживающая время 1 25

7 Две лампы, зажигающиеся струей воздуха Модель двух ламп, управляемых воздухом 1 25

8 Сдвоенные лампы, управляемые сенсором Модель сдвоенных ламп. Управляемых сенсором 1 25

9 Электрический вентилятор Модель работающего вентилятора 1 25

10 Вентилятор, управляемый магнитом Магнитоуправляемый вентилятор 1 25

11 Вентилятор, управляемый воздухом Воздухоуправляемый ветилятор 1 25

12 Вентилятор, управляемый сенсором Сенсороуправляемый вентилятор 1 25

13 Вентилятор, останавливаемый светом Модель вентилятора, с помощью света останавливается 1 25

14 Вентилятор с выдержкой времени Модель вентилятора, выдерживающего время 1 25

15 Летающий пропеллер Модель пропеллера. Учить запускать пропеллер 1 25

16 Музыкальный дверной звонок Музыкальный дверной звонок с ручным управлением 1 25

17 Громкий дверной звонок громкий дверной звонок с ручным управлением 1 25

18 Музыкальный дверной звонок, управляемый магнитом Модель звонка, управляемая магнитом 1 25

19 Музыкальный дверной звонок, управляемый струей воздуха Модель звонка, управляемая струей воздуха 1 25

20 Светомузыкальный звонок с ручным управлением Светомузыкальный звонок с ручным управлением 1 25

21 Сигналы полицейской машины Модель, издающая звуки полицейской машины 1 25

22 Сигналы полицейской машины, со световым сопровождением Модель, издающая звуки полицейской машины, сопровождаемая светом 1 25

23 Сигналы полицейской машины (управление сенсором) Модель сигналов полицейской машины, включаемых сенсором 1 25

24 Сигналы пожарной машины

Модель, издающая звуки пожарной машины 1 25

25 Сигналы пожарной машины, со световым сопровождением Модель, издающая звуки пожарной машины, сопровождаемая светом 1 25

26 Сигналы машины скорой помощи Модель, издающая звуки машины скорой помощи 1 25

27 Сигналы машины скорой помощи, со световым сопровождением Модель, издающая звуки машины скорой помощи, сопровождаемая светом 1 25

28 Звёздные войны (управление вручную) Модель звуков звёздных войн, управляемых вручную. Получаем звуки различного оружия, и лампа загорается 1 25

29 Звёздные войны (управление магнитом) Модель звуков звёздных войн, управляемых магнитом. Получаем звуки различного оружия, и лампа загорается 1 25

30 Звёздные войны (управление воздухом) Модель звуков звёздных войн, включаемых струей воздуха 1 25

31 Звёздные войны (управление сенсором) Модель звуков звёздных войн, включаемых сенсором 1 25

32 Звуки теплохода Модель, издающая звуки теплохода 1 25

33 Звуки большого теплохода Модель, издающая звуки большого теплохода 1 25

34 Звуки колокольчика Модель, издающая звуки колокольчика 1 25

35 Простая мигающая лампа Модель мигающей лампы 1 25

36 Музыкальная радиостанция Модель радиостанции, управление вручную (находим радиостанцию) 1 25

37 Радиоприемник с регулируемой громкостью Модель радиоприемника, с ручным управлением громкости 1 25

38 Красный и зеленый светодиоды Модель светодиодов (красный, зеленый) . Загорание одновременно. 1 25

39 Тихий комариный писк Модель, издающая комариный писк 1 25

40 Громкий комариный писк Модель громкого комариного писка 1 25

41 Комариный писк, управляемый сенсором Модель комариного писка, включаемая сенсором 1 25

42 Комариный писк, управляемый светом Модель комариного писка, включаемая светом 1 25

43 Звук полицейского свистка Модель, издающая звук полицейского свистка, 1 25

44 Лампа, управляемая воздухом Модель лампы, гасимая струей воздуха 1 25

45 Звуки пулемета Модель, издающая звук пулемета 1 25

46 Звуки пулемета со световым сопровождением Модель, издающая звуки пулемета, сопровождаемая светом

47 Усиленная звуковая сигнализация Модель усиленной звуковой сигнализации с ручным управлением 1 25

48 Защитная сигнализация, срабатывающая на движение модель сигнализации, срабатывающей на движение 1 25

49 Музыкальная Защитная сигнализация, срабатывающая от света модель музыкальной сигнализации, срабатывающей от света 1 25

50 Простой автоматический уличный фонарь Модель уличного фонаря с ручным управлением 1 25

51 Детектор лжи Детектор лжи с ручным управлением 1 25

52 Защитная сигнализация с одной лампой Модель защитной сигнализации с одной лампой, на ручном управлении 1 25

53 Защитная сигнализация с одной лампой Модель защитной сигнализации с одной лампой, на ручном управлении 1 25

54 Быстро мигающий светодиод Модель быстро мигающего светодиода 1 25

55 Звуковой индикатор темноты Модель звукового индикатора, реагирующего на темноту 1 25

56 Мегафон Если подуть или произнести что-либо в микрофон, то звук будет усилен динамиком 1 25

Список использованной литературы :

1. Т. В. Лусс Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.

2. Е. В. Фешина «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2012.

3. М. С. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники . – М.: Изд. -полиграф центр «Маска» , 2013.

4. О. В. Дыбина, «Творим, изменяем, преобразуем / О . В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера» , 2002 г.

5. Л. В. Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера» , 2005 г.

6. М. А. Васильева, Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» // Москва, Мозаика-Синтез, 2010

7. Л. А. Венгер Воспитание и обучение (дошкольный возраст) : учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.

8. А. Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение» , 2010

9. Л. С. Киселёва Данилина Т. А. ,. Лагода Т. С, Зуйкова М. Б. – 2-е изд., испр. и доп. - обр. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» // Издательство Аркти, Москва, 2010

10. Лиштван З. В. «Конструирование» //Москва, «Просвещение» , 2010

11. Мир вокруг нас : Книга проектов : Учебное пособие. - Пересказ с англ. -М.: Инт, 2008.

12. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» // Издательский дом «Карапуз» , Москва 2012

13. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» // из-во «Академия, 2002

14. С. И. Волкова «Конструирование» , - М : «Просвещение» , 2009.

15. Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца «Базисная прогамма развития ребёнка-дошкольника» // Издательский дом «Карапуз» , Москва, 1997

Основы инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и роботов . Данный тип мышления важен как для изучения, так и для эксплуатации разнообразной техники. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования.

В настоящее время перед последним стоит цель - формировать основы инженерного мышления у ребенка дошкольника. А именно, воспитывать человека творческого и креативного, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющего самостоятельно создавать новые технические формы. В связи с этим в детских садах АНО ДО «Планета детства «Лада», в рамках дополнительного образования, реализуется авторская программа «Электроника шаг за шагом».

В детском саду №188 «Степашка» под руководством педагога дополнительного образования Самосадской М.Н., дети осваивают данную программу с использованием электронного конструктора «Знаток» на 180 схем.

Электронный конструктор «Знаток» - это кладезь электросхем, двигателей, лампочек, транзисторов, конденсаторов, светодиодов и многого другого.

23 мая в детском саду № 188 «Степашка» прошло итоговое занятие с приглашением родителей, где дети рассказали и показали, чему они научились, работая с электронным конструктором.

Занятие проходило в форме соревнований между командой «Знаток» группа №22 и «Электрон» группа № 23. Детям предлагалось принять участие в: «Все по порядку» , «Конкурс капитанов» , «Супер скорость» , «Вслепую» , «Вместе дружно» и др. В ходе выполнения заданий они на ощупь находили детали в чудесном мешочке и называли их, читали схемы, анализировали ошибки, выполняли задание по цепочке, работали в парах. А самое главное дети видели практический результат применения своих конструкторских умений: зажигалась лампочка, крутился пропеллер, звенел звонок. Живой интерес вызвал конкурс «Научился сам - научи другого» - это совместный конкурс взрослых и детей. Ребята учили старших по схеме собирать конструктор, объясняли последовательность сборки и какой же был восторг у взрослых и детей, когда прозвучал звуковой сигнал, зазвенел музыкальный дверной звонок. Сюрпризным моментом на мероприятии стал мастер-класс от Анастасии Ронжиной, воспитанницы группы № 23 и ее папы Дмитрия Сергеевича Ронжина. Они рассказали и показали, как работают с конструктором «Знаток» на 1000 схем. На глазах у заинтересованных ребят сконструировали «Цифровой диктофон».

Итог соревнований подвело компетентное жюри. Дети получили заслуженные медали. Взрослые, наблюдая за деятельностью детей, еще раз убедились, что цикл занятий с электронным конструктором «Знаток» в форме познавательной игры - интересное занятие для детей, развивающее и формирующее технические умения и навыки.

Задачи:

  • Пробуждать у детей исследовательский интерес при использовании электронного конструктора «Знаток».
  • Продолжать учить детей читать схемы и по ним собирать рабочие механизмы.
  • Развивать у детей навыки рационального конструирования и моделирования, конструкторского мышления и творческой инициативы.
  • Формировать у детей навыки сотрудничества, партнерства. Поддерживать и укреплять в детях уверенность в себе и своих возможностях.
  • Развивать эмпатию: вызывать у детей чувство отзывчивости к тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию и нуждается в помощи.

Материал и оборудование:

  • Ноутбук, презентация к занятию
  • Электронный конструктор «Знаток» - 12 наборов
  • Схемы к конструктору
  • Аудиозапись – азбука Морзе

Ход занятия

Дети заходят в группу. Здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, гости пришли посмотреть, как вы умеете интересно играть и заниматься.

Звучит звук сигнала SOS .

Воспитатель: дети, это сигнал бедствия. Этот сигнал передает беспилотная космическая станция: «На станции отказала электроника: нет освещения, прекратила свою работу система охлаждения, не работают звуковые датчики. Срочно нужна помощь команды инженеров-конструкторов!»

Воспитатель: Как можно помочь беспилотной станции? Какие у вас предложения?

Дети отвечают.

Воспитатель: Предлагаю вам попробовать себя в роли инженеров-конструкторов. Вы полетите на космическую станцию и поможете в ремонте и восстановлении электроники. На чем полетим? На космическом корабле!

Воспитатель: Ребята, для работы на станции нам понадобятся какой-то ремонтный набор? Что мы можем использовать в работе? (электронный конструктор «Знаток»).

Возьмите конструкторы, приготовьтесь к отправлению. Все готовы? Полетели!

(на экране интерактивной доски появляется изображение космического корабля)

Воспитатель: внимание дети! Производим стыковку с неуправляемой космической станцией. Ребята, надо перейти на станцию, но там же очень темно! Как быть?

Дети: нужно первым делом восстановить освещение!

Воспитатель: правильно! Инженеры, перед вами на экране схема «Лампа». Но тат как электроника еще не восстановлена и выключатели не работают, предлагаю вам сделать лампу, управляемую магнитом. На какую деталь можно заменить выключатель?

Ребенок: на геркон.

Воспитатель: Что же так такое геркон?

Дети: магнитоуправляемый контакт или кнопка, которая работает от магнита. Если рядом с герконом поместить магнит, лампа загорится. Если магнит убрать, лампа погаснет. Приступайте к работе!

Дети собирают электрическую цепь «Лампа, управляемая магнитом».

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием, починили освещение. А вот и второй отсек, и здесь очень жарко! Не работает система охлаждения! Что же делать?

Дети: нужно собрать вентилятор!

Воспитатель: инженеры, чтоб собрать мощный вентилятор, вам поможет схема. Внимание на экран.

Дети собирают электрическую цепь «Летающий пропеллер».

Воспитатель: Ребята, чтоб пропеллер не взлетал, необходимо изменить полярность подсоединения электромотора (поменяйте местами «плюс» на «минус») и установите на него пропеллер. Нажмите кнопку. Вы видите, что направление пропеллера изменилось на противоположное. Он уже не может взлететь и превратился в мощный вентилятор.

Дети собирают электрическую цепь «Мощный вентилятор»

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились, починили систему охлаждения. Теперь на станции светло и прохладно! Можно потанцевать.

Физминутка «Я ракета»

Переходим в третий отсек, в котором нужно восстановить звуковые датчики. Мы с вами составляли много звуковых электрических цепей. А так как мы находимся в космическом пространстве, я вам предлагая собрать звуковую электрическую цепь «Звуки звездных войн, управляемые вручную». Перед вами новая схема, посмотрите внимательно на электрические ряды, соотношение полярностей и соберите цепь.

Дети собирают электрическую цепь «Звуки звездных войн, управляемые вручную».

Воспитатель: Замечательно! Звуковые датчики восстановлены, вся электроника работает исправно, и мы смело можем отправляться домой.

Звучат сигналы азбуки Морзе, педагог расшифровывает: «Дорогие ребята, спасибо вам большое. Но очень хочется, чтобы вы для станции сделали запасной генератор электроснабжения, который будет подавать ток, свет, тепло на случай аварии».

Дети собирают каждый свою электрическую цепь и объединяют эти цепи в запасной генератор электроснабжения. Демонстрируют его работу.

Воспитатель: Дети, предлагаю собрать ремонтные наборы и отправиться в детский сад. Проходите в наш космический корабль. Присаживайтесь, пристегните ремни. Полетели.

Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в детский сад. Сегодня вы потрудились на славу. Ваши технические знания и умения помогли спасти беспилотную станцию! Дети, как вы считаете, что вам удалось лучше всего? Чем вы гордитесь?

Дети прощаются с гостями.

Общение с детьми по ходу занятия.

Электромотор – это специальное устройство, которое занимается преобразованием электрической энергии в механическую. Зачем это необходимо? Только в этом случае, возможно заставить работать различные машины и механизмы в целом.

Вентилятор. В Мире электроники много различных деталей, а вентилятор, всего лишь моторчик с пропеллером, но дело в том, что все эти детали при работе сильно нагреваются! Тут-то и спасает вентилятор. Он охлаждает приборы изнутри потоком воздуха и если он плохо работает, то прибор может отключиться или сломаться!

Пьезоизлучатель. Устройство для воспроизведения звука.

Клемма. Это зажим, его используют для крепления проводов к источнику питания или другим проводам.

Светодиод – маленький электронный элемент, который излучает свет.

Геркон – магнитоуправляемый контакт.

Статьи по теме: