Учебник JavaScript для новичков от Трепачёва Дмитрия. Javascript: с чего начать изучение и чем продолжить Обучение javascript с нуля онлайн

Адаптированный перевод статьи «Full-Stack JavaScript in Six Weeks: A Curriculum Guide»

Веб-разработка - одно из самых простых и оттого популярных направлений среди начинающих программистов. Для работы достаточно любого текстового редактора и браузера, не нужно изучать алгоритмы на продвинутом уровне, результат каждого этапа написания программы нагляден - в общем, преимуществ много. Ключевым навыком в контексте веб-разработки считается знание JavaScript.

Сейчас JavaScript очень быстро развивается, а потому при изучении языка легко запутаться. Мы предлагаем вашему вниманию учебный план с удобной структурой, который охватывает все необходимые аспекты JavaScript и смежных технологий.

Почему JavaScript?

Стоит отметить открытость языка - компании, обычно соперничающие друг с другом, сотрудничают с целью развития JavaScript. Язык очень гибок и подойдёт сторонникам как объектно-ориентированного, так и функционального подхода. Огромное количество библиотек и фреймворков позволяет с лёгкостью решать любые типы задач, а серверная платформа Node.js даёт возможность использовать язык не только в браузере, но и в консоли. Вы даже можете писать настольные и мобильные приложения: первые - при помощи фреймворка Electron, а вторые - на NativeScript или React Native.

Основы

Сперва необходимо изучить основные понятия JavaScript, веб-разработки и программирования в целом:

  • объектно-ориентированный JS - конструкторы и фабрики, наследование;
  • функциональный JS - функции высшего порядка, замыкания, рекурсия;
  • спецификации тестов Jasmine;
  • основы HTML, CSS и jQuery.
Git

Git - необходимый разработчикам инструмент, поэтому с ним нужно как можно раньше. Вот основные навыки, которыми вы должны обладать:

  • создание и перемещение файлов в каталогах;
  • инициализация и коммиты в Git;
  • настройка репозиториев в GitHub.
Алгоритмы и структуры данных

Затем стоит изучить алгоритмы (в частности, понятие сложности алгоритмов), а также базовые структуры данных: связные списки, очереди, стеки, двоичные деревья поиска и хэш-таблицы. В этом вам поможет .

БэкендNode.js

10 лет назад JavaScript можно было использовать только для фронтенд-разработки. Теперь благодаря Node.js одним «фронтом» дело не ограничивается. Node - это просто среда для выполнения JS-кода на стороне сервера, поэтому вам не придётся изучать новый синтаксис, но понадобится импортировать и экспортировать файлы, разбивать код на модули и использовать менеджер пакетов npm.

Серверы, HTTP, Express.js

После изучения Node стоит продолжить знакомство с бэкенд-разработкой и разобраться в серверах и маршрутизации. Можно начать с портов и протоколов с акцентом на HTTP, а потом заняться Express - Node-библиотекой для обработки запросов.

Асинхронный JavaScriptБазы данных, схемы, модели и ORM

Базы данных - один из важнейших элементов веб-разработки. Если вашему приложению нужно загружать или хранить какие-либо данные, не теряющиеся при обновлении страницы, придётся использовать БД. Нужно научиться различать реляционные и нереляционные базы данных и разобраться в типах связей. Затем и познакомиться с разными . Умение работать с ORM тоже не будет лишним.

ФронтендHTML и CSS

HTML и CSS - это основа основ для любого веб-разработчика. Вам не обязательно знать их в совершенстве, но разбираться в них вы должны. Также можно изучить какую-нибудь популярную библиотеку (например, Bootstrap) и CSS-препроцессор вроде Sass - он поможет сделать CSS похожим на обычный код. Для упрощения работы с HTML можно выбрать один из популярных шаблонизаторов, например, pug.

jQuery и манипуляция DOM

Создав внешний облик страницы при помощи HTML и CSS, вы будете использовать и библиотеку jQuery для управления DOM. Многие считают, что jQuery бесполезна и её скоро заменят Angular и React, но она безумно популярна, и поэтому её стоит знать. Кроме того, однажды вы попадёте в ситуацию, когда забивать гвозди React-микроскопом вам будет неудобно, и тогда на помощь вам придёт лёгкая jQuery.

Инструменты разработчика Chrome

Было бы непростительно обделить вниманием инструменты Chrome , которые дают огромное количество возможностей. С ними вы сможете изучать элементы DOM, производить отладку через консоль, отслеживать маршруты и многое другое. В описаны несколько удобных возможностей консоли Chrome, которые упростят выполнение рутинных задач.

AJAX

Если вы хотите, чтобы приложение не перезагружало страницы после каждой операции с базой данных, вам точно понадобится AJAX - он отправляет фоновые асинхронные HTTP-запросы, ответы на которые обновляют лишь часть отображения. Работать с AJAX можно через jQuery при помощи метода.ajax .

Продвинутые темыРазработка через тестирование

Или TDD - это такая техника разработки, при которой создание ПО разбивается на множество небольших циклов: сначала пишутся тесты, которые покрывают желаемое изменение, затем пишется код, который эти тесты проходит. После этого производится рефакторинг кода, при необходимости пишутся новые тесты. Если какие-то тесты участок кода не проходит, это исправляется.

Веб-сокеты

Этой теме стоит уделить особое внимание, поскольку очень полезны. Протокол WebSocket, в отличие от HTTP, позволяет работать с двунаправленным потоком данных, что делает эту технологию уникальной. Самой распространённой реализацией является библиотека socket.io - разобраться с ней и применить полученные навыки на практике поможет по созданию многопользовательской браузерной игры.

ES6, Babel, Webpack

Сейчас основным стандартом является ES6 (ES2015), но уже принят ES2016, а ES2017 находится в разработке, поэтому нужно всегда быть в курсе обновлений и использовать их. Проблемы совместимости решаются всего парой инструментов:

  • Babel - компилирует ES6-код (скоро появится поддержка ES2016) в ES5, который поддерживается всеми браузерами. Он даже умеет компилировать JSX/React-компоненты, что делает его незаменимым для любого веб-разработчика;
  • Webpack - собирает все ваши исходные файлы (картинки, шрифты, таблицы стилей, JS-файлы и т.д.) в единый граф зависимостей. Он не пригодится при создании маленьких приложений, но при работе с React его помощь неоценима.
React и Redux

React - библиотека для создания пользовательских интерфейсов. Она была создана компанией Facebook в 2013 году и достаточно быстро стала популярной среди разработчиков. Вам стоит прочитать , а затем разобрать , чтобы понять, как работает React и для чего он нужен. React пригодится не только для фронтенд-разработки: Facebook выпустила варианты фреймворка для мобильной (React Native) и VR-разработки (React VR).

Redux - контейнер предсказуемых состояний, обычно используемый в связке с React. Его можно использовать для сокращения кода благодаря модульности. Особенно полезен в многопользовательских приложениях, работающих в режиме реального времени, например, в играх.

Аутентификация, сессии, cookies

Вам также стоит разобраться, как приложения взаимодействуют с пользователями, обрабатывают вход в учётную запись и выход из неё, выдают привилегии. Для отслеживания личности пользователя в течение сессии используются cookies - небольшие текстовые файлы, передаваемые сервером браузеру в ответе на HTTP-запрос. А для обеспечения связи базы данных и страничек авторизации можно использовать библиотеку express-session.

Веб-безопасность

И, наконец, стоит обратить внимание на безопасность. Важно изучить как методы атак, так и способы защиты от них.

  • Перевод

Материал, перевод которого мы сегодня публикуем, посвящён основам JavaScript и предназначен для начинающих программистов. Его можно рассматривать и как небольшой справочник по базовым конструкциям JS. Здесь мы, в частности, поговорим о системе типов данных, о переменных, о массивах, о функциях, о прототипах объектов, и о некоторых других особенностях языка.

Примитивные типы данных В JavaScript имеются следующие примитивные типы данных: number , boolean , string , undefined , null . Сразу нужно отметить, что, при работе с примитивными типами данных, например, со строковыми литералами, мы, даже не проводя явного преобразования, сможем обращаться к их методам и свойствам. Дело тут в том, что при попытке выполнения подобных операций литералы автоматически оснащаются соответствующей объектной обёрткой.▍Числа В JavaScript имеется лишь один тип чисел - это числа двойной точности с плавающей запятой. Это ведёт к тому, что результаты вычисления некоторых выражений арифметически неверны. Возможно, вы уже знаете, что в JS значение выражения 0.1 + 0.2 не равно 0.3 . В то же время, при работе с целыми числами таких проблем не наблюдается, то есть, 1 + 2 === 3 .

В JavaScript имеется объект Number , представляющий собой объектную обёртку для числовых значений. Объекты типа Number можно создавать либо используя команду вида var a = new Number(10) , либо можно полагаться на автоматическое поведение системы, описанное выше. Это, в частности, позволяет вызывать методы, хранящиеся в Number.prototype в применении к числовым литералам:

(123).toString(); //"123" (1.23).toFixed(1); //"1.2"
Существуют глобальные функции, предназначенные для преобразования значений других типов в числовой тип. Это - parseInt() , parseFloat() и конструкция Number() , которая в данном случае выступает в виде обычной функции, выполняющей преобразование типов:

ParseInt("1") //1 parseInt("text") //NaN parseFloat("1.234") //1.234 Number("1") //1 Number("1.234") //1.234
Если в ходе операции с числами получается нечто, не являющееся числом (в ходе неких вычислений, или при попытке преобразования чего-либо в число), JavaScript не выдаст ошибку, а представит результат подобной операции в виде значения NaN (Not-a-Number, не число). Для того, чтобы проверить, является ли некое значение NaN , можно воспользоваться функцией isNaN() .

Арифметические операции JS работают вполне привычным образом, но надо обратить внимание на то, что оператор + может выполнять и сложение чисел, и конкатенацию строк.

1 + 1 //2 "1" + "1" //"11" 1 + "1" //"11"

▍Строки Строки в JavaScript представляют собой последовательности символов Unicode. Строковые литералы создают, заключая текст, который нужно в них поместить, в двойные ("") или одинарные ("") кавычки. Как уже было сказано, при работе со строковыми литералами мы можем полагаться на соответствующую объектную обёртку, в прототипе которой имеется множество полезных методов, среди них - substring() , indexOf() , concat() .

"text".substring(1,3) //ex "text".indexOf("x") //2 "text".concat(" end") //text end
Строки, как и другие примитивные значения, иммутабельны. Например, метод concat() не модифицирует существующую строку, а создаёт новую.

▍Логические значения Логический тип данных в JS представлен двумя значениями - true и false . Язык может автоматически преобразовывать различные значения к логическому типу данных. Так, ложными, помимо логического значения false , являются значения null , undefined , "" (пустая строка), 0 и NaN . Всё остальное, включая любые объекты, представляет собой истинные значения. В ходе выполнения логических операций всё, что считается истинным, преобразуется к true , а всё, что считается ложным, преобразуется к false . Взгляните на следующий пример. В соответствии с вышеизложенными принципами пустая строка будет преобразована к false и в результате выполнения этого кода в консоль попадёт строка This is false .

Let text = ""; if(text) { console.log("This is true"); } else { console.log("This is false"); }

Объекты Объекты - это динамические структуры, состоящие из пар ключ-значение. Значения могут иметь примитивные типы данных, могут быть объектами или функциями.

Объекты проще всего создавать, используя синтаксис объектных литералов:

Let obj = { message: "A message", doSomething: function() {} }
Свойства объекта можно, в любое время, читать, добавлять, редактировать и удалять. Вот как это делается:

  • Чтение свойств: object.name, object .
  • Запись данных в свойства (если свойство, к которому обращаются, не существует, добавляется новое свойство с указанным ключом): object.name = value , object = value .
  • Удаление свойств: delete object.name , delete object .
Вот несколько примеров:

Let obj = {}; // создание пустого объекта obj.message = "A message"; // добавление нового свойства obj.message = "A new message"; // редактирование свойства delete object.message; // удаление свойства
Объекты в языке реализованы в виде хэш-таблиц. Простую хэш-таблицу можно создать, используя команду Object.create(null) :

Let french = Object.create(null); french["yes"] = "oui"; french["no"] = "non"; french["yes"];//"oui"
Если объект нужно сделать иммутабельным, можно воспользоваться командой Object.freeze() .

Для перебора всех свойств объекта можно воспользоваться командой Object.keys() :

Function logProperty(name){ console.log(name); //имя свойства console.log(obj); // значение свойства } Object.keys(obj).forEach(logProperty);

▍Сравнение значений примитивных типов и объектов При практической работе с примитивными значениями можно, как уже было сказано, воспринимать их как объекты, у которых есть свойства и методы, хотя объектами они не являются. Примитивные значения иммутабельны, внутренняя структура объектов может меняться.Переменные В JavaScript переменные можно объявлять, используя ключевые слова var , let и const .

При использовании ключевого слова var можно объявить переменную, и, если надо - инициализировать её неким значением. Если переменная не инициализирована, её значением является undefined . Переменные, объявленные с использованием ключевого слова var , имеют функциональную область видимости.

Ключевое слово let очень похоже на var , разница заключается в том, что переменные, объявленные с ключевым словом let , имеют блочную область видимости.

Блочную область видимости имеют и переменные объявленные с помощью ключевого слова const , которые, учитывая то, что значения подобных переменных нельзя изменять, правильнее будет называть «константами». Ключевое слово const , которое «замораживает» значение переменной, объявленной с его использованием, можно сравнить с методом Object.freeze() , «замораживающим» объекты.

Если переменная объявлена за пределами какой-либо функции, её область видимости является глобальной.

Массивы Массивы в JavaScript реализованы с использованием объектов. Как результат, говоря о массивах, мы, фактически, обсуждаем объекты, похожие на массивы. Работать с элементами массива можно, используя их индексы. Числовые индексы преобразуются в строки и используются как имена для доступа к значениям элементов массивов. Например, конструкция вида arr аналогична конструкции вида arr["1"] , и та и другая дадут доступ к одному и тому же значению: arr === arr["1"] . В соответствии с вышесказанным, простой массив, объявленный командой let arr = ["A", "B", "C"] , представляется в виде объекта примерно следующего вида:

{ "0": "A", "1": "B", "2": "C" }
Удаление элементов массива с использованием команды delete оставляет в нём «дыры». Для того чтобы избежать этой проблемы, можно использовать команду splice() , но работает она медленно, так как, после удаления элемента, перемещает оставшиеся элементы массива, фактически, сдвигая их к началу массива, влево.

Let arr = ["A", "B", "C"]; delete arr; console.log(arr); // ["A", empty, "C"] console.log(arr.length); // 3
Методы массивов позволяют легко реализовывать такие структуры данных, как стеки и очереди:

// стек let stack = ; stack.push(1); // stack.push(2); // let last = stack.pop(); // console.log(last); // 2 // очередь let queue = ; queue.push(1); // queue.push(2); // let first = queue.shift();// console.log(first); // 1

Функции Функции в JavaScript являются объектами. Функции можно назначать переменным, хранить в объектах или массивах, передавать в виде аргументов другим функциям и возвращать из других функций.

Существует три способа объявления функций:

  • Классическое объявление функции (Function Declaration или Function Statement).
  • Использование функциональных выражений (Function Expression), которые ещё называют функциональными литералами (Function Literal).
  • Использование синтаксиса стрелочных функций (Arrow Function).
▍Классическое объявление функции При таком подходе к объявлению функций действуют следующие правила:
  • Первым ключевым словом в строке объявления функции является function .
  • Функции необходимо назначить имя.
  • Функцию можно использовать в коде, находящимся до её объявления благодаря механизму подъёма объявления функции в верхнюю часть области видимости, в которой она объявлена.
Вот как выглядит классическое объявление функции:

Function doSomething(){}

▍Функциональные выражения При использовании функциональных выражений нужно учитывать следующее:
  • Ключевое слово function уже не является первым словом в строке объявления функции.
  • Наличие имени у функции необязательно. Возможно применение как анонимных, так и именованных функциональных выражений.
  • Команды вызова таких функций должны следовать за командами их объявления.
  • Такую функцию можно запустить сразу же после объявления, воспользовавшись синтаксисом IIFE (Immediately Invoked Function Expression - немедленно вызываемое функциональное выражение).
Функциональное выражение выглядит так:

Let doSomething = function() {}

▍Стрелочные функции Стрелочные функции, по сути, можно считать «синтаксическим сахаром» для создания анонимных функциональных выражений. Надо отметить, что у таких функций нет собственных сущностей this и arguments . Объявление стрелочной функции выглядит так:

Let doSomething = () = > {};

▍Способы вызова функций Функции можно вызывать различными способами.Обычный вызов функции doSomething(arguments) Вызов функции в виде метода объекта theObject.doSomething(arguments) theObject["doSomething"](arguments) Вызов функции в виде конструктора new doSomething(arguments) Вызов функции с использованием метода apply() doSomething.apply(theObject, ) doSomething.call(theObject, arguments) Вызов функции с использованием метода bind() let doSomethingWithObject = doSomething.bind(theObject); doSomethingWithObject();
Функции можно вызывать с большим или меньшим количеством аргументов, чем то количество параметров, которое было задано при их объявлении. В ходе работы функции «лишние» аргументы будут просто проигнорированы (хотя у функции будет доступ к ним), отсутствующие параметры получат значение undefined .

У функций есть два псевдо-параметра: this и arguments .

▍Ключевое слово this Ключевое слово this представляет собой контекст функции. Значение, на которое оно указывает, зависит от того, как была вызвана функция. Вот какие значения принимает ключевое слово this в зависимости от способа вызова функции (они, с примерами кода, конструкции из которых используются здесь, описаны выше):
  • Обычный вызов функции - window / undefined .
  • Вызов функции в виде метода объекта - theObject .
  • Вызов функции в виде конструктора - новый объект.
  • Вызов функции с использованием метода apply() - theObject .
  • Вызов функции с использованием метода bind() - theObject .
▍Ключевое слово arguments Ключевое слово arguments - это псевдопараметр, который даёт доступ ко всем аргументам, использованным при вызове функции. Он похож на массив, но массивом не является. В частности, у него нет методов массива.

Function reduceToSum(total, value){ return total + value; } function sum(){ let args = Array.prototype.slice.call(arguments); return args.reduce(reduceToSum, 0); } sum(1,2,3);
Альтернативой ключевому слову arguments является новый синтаксис оставшихся параметров. В следующем примере args - это массив, содержащий всё, что передано функции при вызове.

Function sum(...args){ return args.reduce(reduceToSum, 0); }

▍Оператор return Функция, в которой отсутствует выражение return , возвратит undefined . Используя ключевое слово return , обращайте внимание на то, как работает механизм автоматической вставки точки с запятой. Например, следующая функция вернёт не пустой объект, а значение undefined:

Function getObject(){ return { } } getObject()
Для того чтобы избежать подобной проблемы, открывающую фигурную скобку нужно расположить на той же строке, на которой находится оператор return:

Function getObject(){ return { } }

Динамическая типизация JavaScript является языком с динамической типизацией. Это означает, что конкретные значения имеют типы, а переменные - нет. Во время выполнения программы в одну и ту же переменную можно записывать значения разных типов. Вот пример функции, которая работает со значениями разных типов:

Function log(value){ console.log(value); } log(1); log("text"); log({message: "text"});
Для выяснения типа данных, хранящихся в переменной, можно использовать оператор typeof() :

Let n = 1; typeof(n); //number let s = "text"; typeof(s); //string let fn = function() {}; typeof(fn); //function

Однопоточная модель выполнения Среда выполнения JavaScript является однопоточной. Это, в частности, выражается в невозможности одновременного выполнения двух функций (если не учитывать возможности асинхронного выполнения кода, которые мы тут не затрагиваем). В среде выполнения имеется так называемая очередь событий (Event Queue), хранящая список заданий, которые нужно обработать. Как результат, для однопоточной схемы выполнения JS несвойственна проблема взаимных блокировок ресурсов, поэтому тут не нужен механизм блокировок. Однако, код, попадающий в очередь событий, должен выполняться быстро. Если перегрузить тяжёлой работой, в браузерном приложении, главный поток, страница приложения не будет реагировать на воздействия пользователя и браузер предложит закрыть эту страницу.Обработка исключений В JavaScript имеется механизм для обработки исключений. Работает он по вполне обычному для подобных механизмов принципу: код, который может вызвать ошибку, оформляют с использованием конструкции try/catch . Сам код находится в блоке try , ошибки обрабатываются в блоке catch .

Интересно отметить, что иногда JavaScript, при возникновении внештатных ситуаций, не выдаёт сообщений об ошибках. Это связано с тем фактом, что JS не выбрасывал ошибки до принятия стандарта ECMAScript 3.

Например, в следующем фрагменте кода попытка изменения «замороженного» объекта завершится неудачно, но исключение выдано не будет.

Let obj = Object.freeze({}); obj.message = "text";
Некоторые из «молчаливых» ошибок JS проявляются в строгом режиме, включить его можно, воспользовавшись конструкцией "use strict"; .

Система прототипов В основе таких механизмов JS, как функции-конструкторы, команда Object.create() , ключевое слово class , лежит система прототипов.
Рассмотрим следующий пример:

Let service = { doSomething: function() {} } let specializedService = Object.create(service); console.log(specializedService.__proto__ === service); //true
Здесь, для создания объекта specializedService , прототипом которого нужно было сделать объект service , использована команда Object.create() . В результате оказывается, что метод doSomething() можно вызвать, обратившись к объекту specializedService . Кроме того, это означает, что свойство __proto__ объекта specializedService указывает на объект service .

Создадим теперь похожий объект с использованием ключевого слова class:

Class Service { doSomething(){} } class SpecializedService extends Service { } let specializedService = new SpecializedService(); console.log(specializedService.__proto__ === SpecializedService.prototype);
Методы, объявленные в классе Service , будут добавлены в объект Service.prototype . Экземпляры класса Service будут иметь тот же прототип (Service.prototype). Все экземпляры будут делегировать вызовы методов к объекту Service.prototype . В результате оказывается, что методы объявляются лишь один раз, в Service.prototype , после чего «наследуются» всеми экземплярами класса.

▍Цепочка прототипов Объекты могут быть «наследниками» других объектов. У каждого объекта есть прототип, методы которого ему доступны. Если попытаться обратиться к свойству, которого нет в самом объекте, JavaScript приступит к его поиску в цепочке прототипов. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока свойство не будет найдено, или пока поиск не достигнет конца цепочки.О функциональном программировании в JavaScript В JavaScript функции являются объектами первого класса, язык поддерживает механизм замыканий. Это открывает путь к реализации методик функционального программирования в JS. В частности, речь идёт о возможности применения функций высшего порядка.

Замыкание - это внутренняя функция, у которой есть доступ к переменным, объявленным внутри родительской функции, даже после выполнения родительской функции.

Функция высшего порядка - это функция, которая способна принимать другие функции в качестве аргументов, возвращать функции, или делать и то и другое.

Функциональное программирование в JS освещается во множестве публикаций. Если вам это интересно - вот несколько материалов на данную тему, посвящённых

На данной странице размещается начало учебника JavaScript для новичков. Для его освоения вам необходимо иметь хотя бы минимальные знания HTML и CSS. Обратитесь к учебнику HTML и CSS для новичков для их получения (для изучения JavaScript вам нужно пройти хотя бы 3-4 урока минимум).

Язык JavaScript предназначен для выполнения в браузере наряду с HTML и CSS. Но, если эти языки предназначены для верстки структуры сайта, то JavaScript позволяет "оживлять" web-страницы - делать их реагирующими на действия пользователя или демонстрировать некоторую динамичность (к примеру, смена картинок в блоке или красивые плавно выпадающие менюшки).

Итак, давайте без лишних слов приступим к изучению этого, бесспорно, полезного языка.

Как запустить JavaScript

Написать и запустить JavaScript можно двумя способами: первый заключается в том, что мы пишем код прямо на HTML странице внутри тега :

Это заголовок тайтл var name = "Дима"; alert("Привет, "+name);

Тег можно располагать в любом месте страницы - как в , так и в .

Второй вариант заключается в том, что JavaScript код хранится в отдельном файле (наподобие CSS) и подключается тоже с помощью тега с атрибутом src , в котором указывается путь к файлу со скриптом:

Это заголовок тайтл Это основное содержимое страницы.

В дальнейшем я не буду расписывать то, как подключается JavaScript, а буду просто писать HTML код в одном блоке, а JavaScript код - в другом.

Поиск ошибок в коде

Посмотрите следующее видео, в котором я показываю, как работать с отладчиком, который показывает ошибки JavaScript, и консолью:

Некоторые видео могут забегать вперед, тк к этому месту учебника мы прошли еще не весь ES6. Просто пропускайте такие видео, посмотрите потом.

AJAX
  • урок исключен (мало материала), по аяксу скоро будет отдельный учебник (много материала)
  • как вставить скрипт в документ HTML (общие сведения);
  • комментарии в JavaScript;
  • как объявлять переменные и давать им правильные имена;
  • разбор скрипта и синтаксис методов;
  • метод alert();
  • полезная мелочь: «заглушка» на временно не работающую ссылку
От автора

В создании web-страниц есть много разных тонкостей. Но есть и три кита. Это HTML, CSS и JavaScript.

Рекомендую организовать самообразование следующим образом: как только освоите синтаксис HTML и научитесь делать примитивные странички с текстом, картинками и таблицами, сразу подключайтесь к изучению CSS. Как только поймёте, как работать с CSS, начинайте осваивать JavaScript, параллельно пополняя «словарный запас» во всех трёх языках. Думаю, что через полгода сможете построить весьма красивый и функциональный сайт.

Долго я не знал, как подступиться к JavaScript. Попадались учебники либо слишком абстрактные - теория, теория, и непонятно, как приложить её к практике, либо, наоборот, слишком конкретные: вот тебе набор готовых рецептов, бери и пользуйся, а как это всё крутится - не твоего умишки дело.

Попался мне как-то учебник Вадима Дунаева. Многие, я знаю, ругают этот учебник. Кроме того, я скачал мерзко отсканированный PDF, где вместо "()" могло оказаться, например, "Q", а латинские буквы в кодах заменены (местами!) аналогичными русскими, из-за чего эти коды не работают. В общем, пришлось попыхтеть. И, честно скажу, если бы я до этого ничего не читал про JavaScript, то в этих ошибках бы не разобрался и присоединился бы к числу ругателей. Но я тогда сидел без работы, было время вникнуть, и учебник мне понравился. Но он очень подробный и рассчитан на людей, которые уже с программированием соприкасались.

Примечание 2012

Теперь, по прошествии нескольких лет, и я отношусь к этому учебнику без былого восторга. Он устарел, «заточен» под IE, достаточно поверхностен; встречаются в нём и реальные ошибки и небрежности кода, а некоторые полезные вещи не встречаются. Но по сравнению с теми «тяп-ляп-руководствами», которые в изобилии выдавали поисковики, это было нечто.

Так вот, я хочу попробовать убить двух зайцев. Написать нечто понятное для любого чайника и в то же время конструктивно-познавательное. Чтобы этот чайник на основе моих советов мог написать пусть простой, но полностью оригинальный скрипт.

Вставка в документ HTML

Вы наверняка видели в HTML-кодах такие тэги:

Вот эта абракадабра между тэгами и есть скрипт.

Сам тэг относится к языку HTML, и у него могут быть следующие атрибуты:

  • language
  • type

Этот атрибут необязателен. Его стоит использовать либо для уточнения версии языка (javascript1.1, javascript1.2 и т.п.), либо если используешь другой язык (например,

Статьи по теме: