Кто изобрел компьютерный манипулятор мышь. Интересные факты о компьютерной мышке

Всего через три года самый известный и практически незаменимый компьютерный манипулятор «мышь» отпразднует свой полувековой юбилей. Сегодня уже мало кто знает, что идея его создания пришла в голову совсем не Стиву Джобсу, который на самом деле просто позаимствовал ее у компании Xerox в придачу к концепции графического интерфейса для своего компьютера Lisa.

Более информированные пользователи знают, что настоящим изобретателем мышки стал Дуглас Энгельбарт (Энджелбарт, Энгелбарт, Engelbart наконец). А ведь мышка на самом деле появилась побочным продуктом, появившимся в процессе создания операционной системы NLS с графическим интерфейсом, который как раз и придумал Дуглас Энгельбарт, заодно озвучив перед своими сотрудниками идею манипулятора для управления им, которую, по его же признанию, он вынашивал еще с начала 50-х годов.

В 1963 году Дуглас открыл лабораторию, которая занималась одновременной разработкой сразу нескольких проектов, и, в том числе – созданием манипулятора. Кстати, первый рабочий образец мыши был сделан еще в 1964 году аспирантом Дугласа, Биллом Инглишем, а чуть позже он был доработан другим сотрудником лаборатории, Джефом Рулифсоном, который попутно создал и драйвера для уникального устройства.

Впервые же мышка была представлена на научной конференции, которая проходила в Сан-Франциско 9 декабря 1968 года. Этот день и принято считать днем рождения мышки, хотя, как вы уже знаете, «во плоти» родилась она как минимум четырьмя годами ранее, а в виде идеи – еще за десяток лет до этого. Кстати, за свою идею Дуглас получил сравнительно скромную премию в 10 тысяч долларов, которую сразу потратил на первый взнос за небольшой загородный домик.

И только в сравнительно недалеком 1997 году Дуглас Энгельбарт был награжден премией Лемельсона за вклад в совершенствование компьютерных технологий, получив полмиллиона долларов. Еще через несколько лет он получил еще одну престижную награду – премию Тюринга.

Сложно даже представить себе, какое неимоверное количество всевозможных реинкарнаций легендарного устройства было изобретено за все время, прошедшее с первого появления мышки как компьютерного манипулятора.

Нынешние пользователи уже и не застали того времени, когда первые коммерческие компьютерные мышки состояли как минимум из трех частей: собственно корпуса манипулятора, отсека для шарика и крышки этого отсека.

С помощью шарика поворачивались ролики внутри корпуса, отвечающие за передвижение курсора на экране по вертикальной и горизонтальной оси. При этом вездесущая пыль , в изобилии наливающая на шарик, время от времени засоряла и сами ролики, что приводило к «рысканию» или полному «залипанию» курсора. Крышка отсека для шарика легко снималась, что позволяло быстро почистить его и ролик от пыли , восстановив тем самым работоспособность «грызуна». Вот только по этой же причине шарик можно было так же легко похитить с целью шалости, ибо никакой коммерческой выгоды от продажи шарика не было, а вот навредить коллеге можно было очень даже легко.

Известны также факты, когда шарики намеренно «теряли» школьники в классах информатики, срывая тем самым очередной урок. Кстати, именно шарик явился прекрасным поводом для изобретения еще одного манипулятора - трекбола, который представлял собой ту же мышь, только перевернутую вверх дном. Такой манипулятор уже не надо было катать по столу. Наоборот, катать нужно было по нему ладонь, палец, что угодно.

Трекбол в итоге стал на некоторое время незаменимым манипулятором для мобильных компьютеров и, в более профессиональном и функциональном исполнении – для деятельности графических дизайнеров и видеомонтажеров.

Однако удобство именно мышки, а не трекбола в итоге вытеснило последний с рынка. И даже сенсорная панель, которой сегодня оснащены практически все ноутбуки, используется пользователями лишь до тех пор, пока нет возможности подключить к нему обычную или компактную «ноутбучную» мышку.

Кстати, в свое время компания Hewlett Packard, выпустив свои первые ноутбуки OmniBook, доказала, что в ее команде работают настоящие креативщики. В то время, как все остальные производители «застряли» на идее трекбола, конструкторы из HP умудрились встроить мышку прямо в корпус своего ноутбука. Достаточно было нажать на кнопку, как она выскакивала наружу на специальной направляющей. Провода у мышки не было и она была совершенно «неразлучна» со своим «хозяином». Весь механизм позиционирования был спрятан в самом ноутбуке, а мышка, по сути, была всего лишь «ручкой» с кнопками для точного наведения курсора на экране.

Тем не менее, идея оказалась намного более удобной, чем управление трекболом. Мышкой в OmniBook можно было даже писать почти как пером. Для этого ее корпус поднимался и фиксировался под углом примерно 45 градусов. Его можно было зажимать в пальцах на манер толстого маркера.

Впрочем, довольно быстро трекболы в ноутбуках, как и «хьюлетовское» ноу-хау, вытеснили сенсорные панели, но для настольных персональных компьютеров мышки остались незаменимым манипулятором. Манипулятором настолько массовым, что из технического устройства довольно быстро стал еще и оригинальным аксессуаром, легко способным превратиться в приятный подарок, который будет напоминать о вас всегда, когда тот, кому его подарили, окажется за своим компьютером.

Громоздкие и малоэффективные шарики довольно быстро сменились оптическими сенсорами, а их разрешение стало таким высоким, что в некоторых моделях мышек оно ощутимо приближалось к разрешению экранов самих мониторов, если вообще можно сравнивать эти две величины.

С течением конструкторской «эволюции» мышек они разделились на два вида: бытовые и игровые, причем первые, в свою очередь, на сегодняшний день являются не только самыми массовыми и распространенными, но зачастую еще и на редкость оригинальными в своем дизайне.

Самые необычные «грызуны», своей формой очень отдаленно напоминают традиционные компьютерные мышки. Разнообразие дизайнерских идей и решений не выдерживает никакой статистики. Есть мышки, выглядящие как «мимишные» животные и насекомые, мышки - овощи и фрукты, мышки – автомобильчики и самолетики и даже праздничные мышки, вроде сердечек на день Святого Валентина.

Кроме того, существует немало моделей мышек с расширенной функциональностью. В частности, на рынке можно найти несколько решений со встроенной цифровой клавиатурой, что зачастую может оказаться очень кстати при использовании такой мышки с ноутбуком небольшого формата.

Кроме того, разнообразием отличаются и материалы изготовления корпусов мышек. Кроме традиционного пластика их выполняют из металла, дерева и даже стекла.

Само собой не обходится и без драгоценных металлов. До недавнего времени самой дорогой мышкой в мире считалась мышка от компании Pat Says Now , выполненная из белого 18 каратного золота 750-й пробы и обрамленная 59 бриллиантами. Несмотря на свою внушительную цену, по разным данным от 26-ти до 28-ми тысяч долларов, мышка обладает очень скромными характеристиками: обычным роликом, тремя кнопками и разрешением оптического сенсора всего лишь 300 dpi.

Зато вы можете заказать персональную мышку со своим (или чужим) именем, выложенным бриллиантами. В «серийном» исполнении мышка имеет два вида дизайна: «Бриллиантовый Цветок» (Diamond Flower) и «Россыпь Бриллиантов» (Scattered Diamond) с узорами из бриллиантов, покрывающих верхнюю часть корпуса. Нижняя часть корпуса может быть выполнена на выбор желтого, красного или белого золота.

Впрочем, не так давно рекорд стоимости мышки Pat был побит. Добавив еще 10 тысяч долларов, можно приобрести мышку The Gold Bullion Wireles , которая не только выглядит как настоящий слиток золота длиной более 10-ти сантиметров, она по сути им и является. В отличие от предыдущей мышки, эта – беспроводная и выполнена из золота самой высокой пробы.

Кстати, при желании в соответствующих интернет-магазинах можно отыскать копию такой мышки, выполненную из пластика, покрытого золотой краской. Смотрится почти также эффектно, но стоит примерно 10-15 долларов.

Самой известной из необычных брэндовых мышек является не мышка от мастера создания устройств ввода и позиционирования, компании Logitech, а мэтра операционных систем, офисных приложений и игровых консолей, компании Microsoft.

Несколько лет назад она представила на рынке свою первую оригинальную беспроводную мышку Microsoft Arc , которая не только выглядела очень необычно, но умела складываться пополам, что позволяло легко транспортировать и использовать ее вместе с мобильными компьютерами.

Сравнительно недавно дизайнеры компании представили обновленную версию своей «арки» Microsoft Arc Touch Mouse с разрешением лазерного сенсора 1000 dpi, которая для транспортировки теперь не сворачивается как улитка, а наоборот – разворачивается в ровную пластину, которую можно легко положить в любой плоский карман. Вместо традиционного колесика прокрутки в этой мышке установлена сенсорная полоска, а стоит она сегодня миллион белорусских рублей.

Что же до легендарной компании Logitech, то ее дизайнеры, как правило, не стремятся удивить пользователей необычными формами компьютерных «грызунов». Ставка делается на функционал. И в этом плане отдельного внимания заслуживают две игровых мышки Logitech G600 MMO и Logitech G602 .

Первая мышка может похвастаться аж двумя десятками функциональных кнопок, которые можно запрограммировать на свой вкус. Как следует уже из названия, Logitech G600 MMO предназначена в основном для онлайновых баталий.

Немного другое предназначение у мышки Logitech G602. Она имеет более скромный набор дополнительных кнопок, но зато их расположение, а также общая форма мышки позволяет намного более продуктивно управлять в играх жанра экшен.

Однако одной из самых оригинальных, если не самой оригинальной мышкой на рынке сегодня несомненно является надувная мышка Jellyclick , которую придумал корейский дизайнер Вутейк Лим. Данная мышка уж точно не доставит вам никаких проблем в транспортировке, но при этом способна оказаться вполне полноценным гаджетом в своем рабочем состоянии.

Внутри «корпуса» Jellyclick расположен компактный блок с оптическим датчиком и электронными компонентами. Сам же корпус можно надуть через специальный клапан, похожий на клапан в обычных надувных игрушках. В походном режиме воздух из мышки выпускается, «корпус» обворачивается вокруг электронного блока и все это кладется в карман.

По утверждениям очевидцев, в надутом состоянии на ощупь мышь Jellyclick напоминает гелевую подушечку или маленький воздушный шарик, все зависит от степени «надутости».

Наконец, нельзя забыть о самой знаменитой мышке, которую в прошлом году снова извлекли на свет спустя три десятилетия подземного «заключения». Это мышка самого

Думаю, нашим читателям будет интересно узнать, что изобретателем компьютерной мышки является Дуглас Карл Энгельбарт .

Это была коробочка ручной работы из красного дерева, а в нее были встроены кнопка и два перпендикулярно размещенных колеса. Провод сначала выходил спереди. Это, понятное дело, мешало движению мыши и его перекинули назад. Устройство очень сильно стало напоминать обыкновенную мышь с хвостиком, поэтому с тех пор оно и зовется мышкой!

Дуглас Карл Энгельбарт

Шаг за шагом дизайн компьютерной мыши видоизменялся и усовершенствовался. Думаете, Энгельбарт запатентовал свое изобретение и стал миллионером? Отнюдь! Этот скромный человек получил лишь чек на тысячу долларов за свое изобретение и ушел в тень.

Интересные факты

  • Если учесть инфляции и перевести цену первой мышки на современные деньги, то она стоила почти 1000 долларов!
  • В Советском Союзе тоже выпускали свои компьютерные мыши, только их называли не мышками, а манипуляторами «Колобок». Вместо колесика манипуляторы имели тяжелый шар без резинового покрытия.

Наиболее эффектные новшества

  • Беспроводные мышки (на радиосвязи или инфракрасные);
  • Гигроскопические мышки (водить по коврику не нужно, можно и по воздуху);
  • Надувные мышки (для экономии места в сумке в сдутом состоянии);
  • Моющиеся мышки (для тех, кто панически боится скопления микробов);
  • 3D-мышки

Фантазия создателей внешнего вида компьютерных мышек тоже поражает: корпуса выпускали в виде машин, самолетов, женской фигуры, человеческих мозгов, ручной гранаты; придавали мышкам настолько реалистичный вид настоящей пушистой мыши, что «Гринпис» это просто возмущало.


Замечу, что «фишки» №4, 5, 6 работают не во всех браузерах.

Вред от компьютерной мышки

Еще раз убеждаюсь, что все, что изобретает человек, одновременно приносит и пользу и вред. Вот и компьютерная мышка, с которой так легко осуществлять много разных манипуляций может стать угрозой для нашего здоровья.

Частая и длительная работа с компьютерной мышью может развить синдром запястного канала – онемение или боль пальцев. О самом заболевании говорить не буду, а вот о том, как его предупредить, скажу.

Пользуясь мышкой (впрочем, как и клавиатурой) держите кисть свободно: не напрягайте запястье, не съеживайте и не поджимайте пальцы. Примерно каждый час разминайте руки на протяжении нескольких минут, а также поднимайте и опускайте их, чтобы «разогнать» кровь и снять затекшие ощущения.

При покупке компьютерной мыши отдавайте предпочтение не моде, а удобству. Кстати, предотвратить болезнь кисти поможет еще и правильный коврик под мышку! Благодаря коврику со специальной силиконовой подушечкой (или подушечкой с гелем) рука будет уставать меньше.

Можно ли компьютерную мышку заменить другими устройствами?

Да!
Трекбол – шар, при помощи которого осуществляется управление.
Тачпад – сенсорная панель, управляемая пальцами.

И на закуску анекдоты про компьютерную мышку

Маленькие хитрости: чтобы не потерять беспроводную мышь, привяжите её верёвкой или леской к монитору.

Две блондинки:
- Оля, скажи, а когда я копирую мышкой текст, он где сохраняется?
- Как где? Конечно же в мышке.

Компьютерная мышь ночью собирает крошки у тебя со стола и прячет их в клавиатуру, делает запасы на зиму.

Вопрос в службу поддержки: Что делать если я довел мышку до края коврика, а курсор не
дошел до края экрана? Ответ: Поднимите мышку, переставьте коврик, опустите мышку, продолжайте движение. Во избежание дальнейших трудностей склейте скотчем 4 коврика.

Хакер читает внуку сказку:
- ”...стал он кликать золотую рыбку...”
- Деда, а почему рыбку?
- А потому, дружок, что мышек тогда еще не было.

В наше время, когда без компьютера уже сложно представить жизнь, любая техника, имеющая к нему отношение, также стала неотъемлемой частью нашего существования. Современным компьютером и даже ноутбуком достаточно трудно пользоваться без компьютерной мыши. Однако это название устройства, управляющего курсором на экране, появилось чуть позже. Но все по порядку.

История создания компьютерной мыши начинается с идеи Дугласа Энгельбарта сделать подобный манипулятор. Его целью было изобретение устройства, которое могло бы согласовывать действия человека и машины. Прежде всего, манипулятор создавался не для управления персональными компьютерами, а для нужд Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА). Им необходимо было устройство, позволяющее интерактивно взаимодействовать с объектами на экране. Энгельбарту удалось создать такое приспособление, которое первоначально называлось «индикатором позиций X и Y». Вместе с Дугласом над манипулятором работал Билл Инглиш, который и воплотил в жизнь идею своего коллеги. Устройство с подключенным к нему проводом получилось внешне похожим на мышь с хвостом. Отсюда и появилось название «компьютерная мышь». Однако изобретение не вызвало особого интереса в НАСА, поскольку им невозможно было работать в условиях невесомости. Энгельбарт, не найдя другого применения устройству, продал патент и явно продешевил. Его выкупили всего за 10 тысяч долларов.

А вот коллега Энгельбарта Билл Инглиш решил не останавливаться на достигнутом и рассказал о манипуляторе компании «Xerox». Именно там впервые решили попробовать применить мышь для управления персональным компьютером, однако устройство там посчитали бесперспективным. Новый этап в истории компьютерной мыши связан со Стивом Джобсом, главой компании «Apple», именно он увидел потенциал в изобретении Инглиша и сразу же выкупил лицензию у Стэндфордского университета. После этого компьютерная мышь вышла в свет в сочетании с новым компьютером компании «Apple» - «Lisa». Устройство оценили по достоинству все ведущие производители компьютерной техники. Возможно, именно создание компьютерной мыши вдохновило Билла Гейтса на создание Windows.

Любой современный компьютер невозможно представить без компьютерной мыши, хотя сегодня получили распространение и другие устройства ввода – тачпады, сенсорные экраны, графические планшеты и так далее. Тем не менее, история компьютерной мыши не заканчивается, каждый год появляются новые модели этих устройств отличающиеся от своих собратьев отсутствием провода, наличием дополнительных кнопок, более удобной формой и регулировкой веса с помощью грузиков. Кстати, в настоящее время ведется разработка компьютерной мыши, которая будет парить над поверхностью стола, это устройство создатели иронично назвали «Bat».

Такое комплектующее для компьютера, как мышка, известно в наше время всем и каждому. Ни на одном стационарном компьютере невозможно нормально работать без использования мыши. Такое ощущение, что она просто была и всё. Но это ощущение ошибочно, поскольку любые предметы и вещи кем-то изобретаются.

Кто является изобретателем компьютерной мыши?

Ходят разные слухи об изобретении мыши. По одной информации она была создана в лаборатории Xerox, другие легенды гласят о том, что заказ корпорации Apple явился виновником дня рождения “мышки”.

Ни то, ни другое в корне неверно. Изобретатель компьютерного манипулятора “мышь” - Дуглас Энгельбарт. Его инновация была продемонстрирована среди прочих на IT-конференции в Сан-Франциско. Случилось это зимой 1968 года.

В упомянутом году свет увидел уже готовый аксессуар. А в каком году была изобретена компьютерная мышь?

Первые мысли о том, чтобы создать подобное устройство, были у Дугласа ещё в 1951 году. Сама идея и её техническое воплощение приходятся на 1963 и 1964 года.

В то время Энгельбарт работал над своей операционной системой oN-Line System (NLS). Работа над этим программным обеспечением привела к концепции интерфейса “окон”. Создание мыши было побочной работой. Этот аксессуар позиционировался как один из возможных манипуляторов для того, чтобы работать с окнами. Идея мышки появилась годом раньше её изобретения, а в 1964 свет увидел первый работающий прототип этого устройства.



Почему мышь стала мышью? Никто этого не знает, и даже сам Энгельбарт признается, что не имеет ответа на этот вопрос. По его словам такое название аксессуара сразу прижилось, и впоследствии никогда не менялось.

Как же выглядело первое подобное устройство? Представьте себе деревянную коробку небольшого размера . Внутри неё находятся два колесика, расположенных перпендикулярно друг другу, а также кнопка, расположенная с внешней стороны мыши. Движение мыши по столу заставляет колесики катиться. Выполняя это несложное действие можно было узнать направление движение устройства, а также величину, на которое девайс был перемещён. Эти данные затем были преобразованы в перемещение курсора на экране монитора.

Мышка в то время была очень недешевым удовольствием. Компания “The Mouse House” выпускала подобные устройства, которые оценивались в $400. Ещё $300 нужно было заплатить за интерфейсную плату, к которой осуществлялось подключение мыши. Такая высокая стоимость была обусловлена достаточно сложным и не очень надежным механическим устройством мышки. Если короче - мышка стала официально признана, но по факту оставалась доступна лишь разработчикам новых компьютерных технологий. Рядовые пользователи были пока от неё в стороне по причине очень высокой стоимости и, как следствие, недоступности для них этого девайса.



Через 15 лет после изобретения мыши, компания Apple занималась разработкой Macintosh. В компании было принято решение оснастить эти компьютеры недавно изобретенными аксессуарами. Глава корпорации заказал создание мыши, себестоимость которой получилась на уровне $25. “Яблочное” устройство было существенным образом доработано: во-первых было принято решение отказаться от механической подвески - теперь большой резиновый шар свободно катался в корпусе. Колеса сменились колесиками со щелевыми прорезями, а электрические контакты - оптикой. Отказавшись от ручной сборки было решено использовать пластиковый корпус, каждая деталь в котором крепилась на своём месте. Таким образом был существенно упразднен труд человека - теперь мышку на конвейере мог собрать любой рабочий.

Устройство, изобретенное Энгельбартом, и разработка Macintosh повлияли друг на друга взаимно позитивно. Мышка стала популярной благодаря Apple, а сами “макинтоши” - за счёт того, что корпорацией было принято смелое решение (и, впоследствии, реализованное) об оснащении компьютеров мышкой.

В августе 1995 года стартовала вторая графическая операционная система от Microsoft - Windows 95. Изобретение Энгельбарта сыграло в успехе операционки немалую роль и в значительной степени способствовало её успеху.

После того, как демонстрация столь популярного в наши дни девайса прошла успешно, Дуглас получил чек за своё изобретение на сумму $10000. В начале 21 века Энгельбарта за его изобретения наградили Национальной Медалью технологий. Это считается в США высшей наградой ученым за их IT-достижения.

Дуглас мог бы сейчас иметь несметные сокровища и быть значительно богаче Билла Гейтса. Только не американская скромность того, кто изобрел мышь, повлияла на то, что он сознательно ушёл в тень. Сейчас мало кто знает, что именно Дуглас Энгельбарт в 1964 изобрёл то, чем пользуется весь мир уже в течение более чем полувека.

Ровно 40 лет назад, 9 декабря 1968 г., на компьютерной конференции в Сан-Франциско в числе других инноваций Дугласом Энджелбартом (Douglas Engelbart) была продемонстрирована первая мышь. Одни компьютерные легенды гласят, что компьютерную мышь создали в лаборатории Xerox, другие - что мышь была создана по заказу компании Apple. На самом деле, компьютерная мышь, она же индикатор позиций x и y, она же компьютерный манипулятор , она же манипулятор типа мышь, «родилась» в 1964 г. Ее изобрел Дуглас Карл Энгельбарт (Douglas Carl Engelbart; род. 30 января 1925 г.) из Стэнфордского исследовательского института.


«Госзаказа» на мышь не было, - она появилась как один из побочных продуктов при разработке Энгельбартом операционной системы oN-Line System (NLS). В ходе работы над NLS появилась концепция «оконного» интерфейса, и мышь была создана как один из возможных манипуляторов для работы с окнами. Вообще-то, идея такого манипулятора появилась в 1963 г., а в 1964 г. был изготовлен первый действующий прототип (в одном интервью Энгельбарт сказал, что первые мысли о создании подобного устройства появились у него еще в 1951 г.).


Первая компьютерная мышь представляла собой деревянную коробку ручной работы , внутри которой находились два перпендикулярных колеса и кнопка. При движении мыши колеса катились по столу и позволяли узнать направление и величину перемещения устройства. Эти данные преобразовывались в перемещение курсора на экране.


9 декабря 1968 г. состоялась первая публичная демонстрация системы NLS и, вместе с ней, прототипа мыши. А в 1970 г. Энгельбарт получил патент на «индикатор координат x и y для дисплейной системы».

Энгельбарт работал над созданием манипулятора не один: он «только» изобрел мышь, а воплотил его идею в жизнь аспирант Билл Инглиш (Bill English; в мире много «биллов-инглишей», но след этого утерян, его биографические сведения скудны и отрывочны. С одной из немногих фотографий Билла Инглиша можно ознакомиться на «мышином сайте» виртуального музея Стэнфорда). Позднее Джеф Ралифсон (Jeff Rulifson, ныне руководитель VLSI Research Group в Sun Microsystems Laboratories) существенно улучшил конструкцию мыши и разработал для нее программное обеспечение.

В архивах виртуального музея Стэнфордского университета хранится учебный фильм 1968 г., в котором демонстрируется первая компьютерная мышь и ее потрясающие для того времени возможности. Следующий «мышиный шаг» был сделан в 1972 г. в исследовательском центре Xerox PARC в Пало-Альто. Улучшенная версия мыши для Xerox была создана Биллом Инглишем, перешедшим в PARC из лаборатории Энгельбарта: два больших колеса были заменены одним подшипником, перемещения которого фиксировались при помощи двух роликов внутри мыши. Дизайн корпуса стал больше напоминать современную мышь.

До начала 80-х годов XX в. мышь все еще оставалась экзотическим устройством. В 1983 г. существовало около 10 компаний, производивших и продававших различные модели компьютерных мышей . Часть этих компаний была основана бывшими сотрудниками лаборатории Энгельбарта или PARC.

Кстати, мышь в те времена стоила недешево. Например, мыши компании The Mouse House, основанные на дизайне и патентах Xerox, стоили около $400 (плюс около $300 за интерфейсную плату, к которой подключалась мышь). Это объяснялось тем, что мышь имела достаточно сложное (и не очень надежное) механическое устройство.

Короче говоря, мышь, хотя и стала «официально признанным» периферийным устройством , но все еще оставалась уделом исследователей и разработчиков новых компьютерных технологий, но отнюдь не рядовых пользователей.

В 1979 г. компания Apple разрабатывала ПК Macintosh и Lisa. Решено было оснастить их мышами, и Стив Джобс заказал создание мыши - неприхотливой, надежной, с себестоимостью порядка $20-30 - дизайнерской компании Hovey-Kelley Design. В результате мышь была существенно доработана: вместо небольшого стального подшипника в сложной механической подвеске появился большой резиновый шар, свободно катающийся в корпусе. Система колес и ненадежных электрических контактов сменилась оптоэлектронными преобразователями и колесиками со щелевыми прорезями. Кроме того, было решено использовать литой пластиковый корпус, в котором все необходимые детали четко крепились на своих местах. Таким образом, можно было отказаться от прецизионной обработки корпуса и ручной сборки, - теперь мышь мог собрать любой рабочий на конвейере.

Можно сказать, что компьютерная мышь обрела популярность благодаря компьютерам Apple Macintosh, - а сама она, в свою очередь, стала одной из причин ошеломляющего успеха ПК Macintosh в 1984 г

Успешному старту в августе 1995 г. Windows 95 тоже в немалой степени поспособствовала мышь Энгельбарта.

Кстати, Microsoft ввела поддержку мыши в IBM PC еще в 1983 г., но позже (Билли, как всегда немного запаздывает, но вовремя спохватывается…), чем Apple, обратила внимание на возможности мыши при работе с «оконными» системами.

О названии мыши тоже ходят околокомпьютерные легенды, - что ее предлагали назвать, например, «жуком». Это легенды и не более того: во всех интервью - на вопрос о названии - Энгельбарт неизменно отвечал: «Я не знаю, почему мы назвали ее мышью. Это название прижилось сразу, и мы никогда не меняли его».

В 1968 г. Энгельбарт получил за свое изобретение чек на $10 тысяч и весь гонорар внес в качестве первого вклада за скромный загородный домик… 1 декабря 2000 г. Энгельбарт за все свои изобретения, включая изобретение компьютерной мыши, был награжден Национальной Медалью технологий (The National Medal of Technology) - одной из высших наград США для ученых за достижения в IT-сфере.

Сейчас Дуглас Энгельбарт мог бы быть более богатым и знаменитым чем Билл Гейтс, но, в отличие от последнего, он не по-американски скромен: сознательно «ушел в тень», и о нем мало кто вспоминает.

Конечно, про изобретателя компьютерной мыши не скажешь, что он беден, как церковная мышь, но и миллионов/миллиардов на своем изобретении он не заработал…

по информации из открытых источников

Есть такие предметы, без которых в буквальном смысле как без рук. Это устройство одно из них: редкий пользователь компьютера обходится без него. Имеется в виду манипулятор мышь (таково ее официальное название), предназначение которой преобразовывать механические движения пользователя в движения указателя-курсора на экране. Конечно, можно обойтись одной клавиатурой или сенсорными устройствами тачскрином и тачпадом, и все же работу за компьютером без мыши смело можно сравнить с ездой на велосипеде без педалей.

Почему мышь назвали мышью, есть две версии. Одни считают, что это имя ей дал изобретатель американский инженер Дуглас Энджелбарт, поскольку ее провод был похож на хвост (другое название «жук», связанное с формой корпуса, не прижилось). Другие уверены, что английское mouse «мышь» это аббревиатура от Manually Operated User Signal Encoder («управляемый вручную кодировщик пользовательского сигнала»). Сам Энджелбарт упоминал в интервью, что идея подобного устройства родилась у него в начале 1950-х годов, во время учебы в университете Беркли и работы в лаборатории по радарным установкам, принадлежащей NACA (будущему NASA).

Однако реализована эта идея была лишь в 1964 г., когда Энджелбарт, занимаясь созданием компьютерной операционной системы oN-Line System (NLS), рассматривал концепцию оконного интерфейса. Необходим был удобный манипулятор для указания объектов на экране при интерактивной работе с текстами. Энджелбарт и его коллеги свели в таблицу характеристики всех известных на начало 19б0-х манипуляторов, включая ножные, наколенные и проч.

Мышь Энджелбарта.

Д. Энджелбарт.

Ни один из уже существующих не удовлетворял требованиям ученых, и тогда на свет появилось довольно неуклюжее сооружение толстостенный деревянный коробок с крохотной красной кнопкой, неудобным «хвостом» под запястьем пользователя и большими металлическими дисками, которые поворачивались при движении устройства. Первую мышь собрал инженер Билл Инглиш, а программы для демонстрации ее возможностей написал Джефф Рулифсон.

NASA не оценило по достоинству ни операционную систему , ни прилагавшийся к ней манипулятор. Их посчитали излишне сложными, к тому же Энджел-барт никогда не умел представлять свои разработки с выгодной стороны, полагая, что грамотные люди и так разберутся. В 1968 г. он все же получил патент на «индикатор координат х и у для дисплейной системы». Эта модель значительно отличалась от экспериментального образца, у нее было уже три кнопки, но все же до современной мыши ей было еще очень далеко.

После неудачи с системой NLS лаборатория Энджелбарта была закрыта. Инглиш перешел в исследовательский центр Xerox PARC, где увидели свет многие из современных компьютерных технологий, и продолжил совершенствовать мышь. В 1972 г. он получил патент на новую модель. Два больших диска Инглиш заменил одним подшипником, перемещения которого фиксировались с помощью двух роликов. Дизайн корпуса также стал больше похож на тот, к которому мы привыкли.

Б. Инглиш.

Трехкнопочная мышь. 1970-е гг.

Дальнейшая судьба мыши тесно связана с компанией Apple. Ее исполнительный директор Стив Джобе заказал разработку новой модели небольшой компании Hovey-Kelley Design. Задача была поставлена непростая: требовалось уменьшить стоимость изделия как минимум в десять раз, сделать мышь более надежной и простой в обращении. В результате стальной подшипник в сложной механической подвеске был заменен резиновым шаром, свободно катящимся в корпусе. Дорогостоящая система кодирующих дисков и ненадежных электрических контактов сменилась простыми оптоэлектронными преобразователями и колесиками с щелевыми прорезями. Кроме этого, был предложен литой пластиковый корпус, в котором все детали крепились на своих местах. Такая мышь элементарно собиралась на конвейере. В итоге Apple получила надежное и недорогое устройство, которое стало одной из причин ошеломляющего успеха компьютеров Macintosh, вышедших на рынок в 1984 г.

Созданная по заказу Джобса мышь оказалась настолько удачной, что ее эксплуатация продолжалась без малого два десятилетия. Только во второй половине 1990-х годов в исследовательской лаборатории Agilent Technologies, принадлежавшей на тот момент Hewlett-Packard, была создана мышь нового типа оптическая.

Мышь с шаровым приводом.

Первое поколение оптических мышей было основано на использовании различных схем оптопарных датчиков с непрямой оптической связью . У всех этих датчиков был общий недостаток: на рабочей поверхности (коврике) должна была иметься специальная штриховка из линий, пересекающихся под определенным углом. Для некоторых моделей штриховка выполнялась невидимыми в обычном свете красками. Неудобства в эксплуатации были налицо: мышь приходилось держать в строгой ориентации относительно коврика, а сами коврики быстро загрязнялись и приходили в негодность. Заменить же их было непросто: рисунок штриховки у различных производителей не совпадал, а отдельно от мышей коврики не выпускались. В связи с этим широкого распространения модель так и не получила.

В 1999 г. начался выпуск оптических мышек второго поколения на базе микросхемы, содержащей фотосенсор и процессор обработки изображения. Удешевление и миниатюризация компьютерной техники позволили уместить все это в одном элементе. Фотосенсор периодически сканировал участок рабочей поверхности под мышью. При изменении рисунка процессор определял, в какую сторону и на какое расстояние сместилась мышь. Сканируемый участок подсвечивался светодиодом (обычно красного цвета).

Коврики для мышек предоставляют огромный простор для фантазии дизайнеров: разные формы, расцветки, рисунки...

В 2004 г. Logitech представила мышь MX 1000, использующую для подсветки поверхности не светодиод, а инфракрасный лазер. Преимуществом такой технологии является большая контрастность получаемого на сенсоре снимка поверхности, что обеспечивает лучшую распознаваемость. Минусом является необходимость рассеивать пучок лазера, чтобы увеличить площадь захватываемой поверхности. Достигается это за счет установки дополнительных линз, а в результате растет стоимость.

В последнее время на рынке появилось немало новых моделей манипуляторов, в том числе и беспроводные мыши , пользующиеся большим спросом. Связь между мышью и подключенным к компьютерному порту приемным устройством может осуществляться двумя способами. Контакт при помощи инфракрасного излучения имеет существенный недостаток: любое препятствие между мышью и датчиком мешает работе.


Беспроводная мышь Logitech.

Более удобной является радиосвязь при помощи Bluetooth-соединения, которая позволяет отказаться от приемного устройства ведь большинство современных компьютеров оснащены Bluetooth-адаптерами.

Своеобразным ответвлением от оптических мышек первого поколения стали индукционные манипуляторы. Они идут в комплекте со специальным ковриком, который, питаясь от компьютера, создает небольшое электромагнитное поле, наводящее индукционный ток в катушке манипулятора. Особый процессор может отслеживать перемещение манипулятора в этом магнитном поле, передавая сигнал обратно к компьютеру. Такие конструкции, однако, довольно дороги, и чаще используются гибридные мыши, в которых от индукционного тока питается обычная оптическая система.

Функциональные возможностей мышек разных модификаций могут значительно различаться. Когда-то Энджелбарт планировал оснастить мышь пятью кнопками для всех пальцев, однако долгое время мыши были либо трехкнопочными, либо однокнопочными, как у Apple. При этом средняя кнопка использовалась очень редко и в конце концов была заменена на колесико для скроллинга (прокрутки текста). Тем не менее некоторые производители оснащают свои мыши дополнительными колесиками и кнопками. В конструкцию могут быть включены мини-джойстики и трекболы вращающиеся шарики, обеспечивающие скроллинг в любом направлении.

В 2009 г. Apple представила Magic Mouse первую в мире мышь с сенсорным управлением и поддержкой технологии мультитач. Вместо элементов управления в ней используется сенсорный тачпад , позволяющий при помощи различных жестов осуществлять нажатия, прокрутку в любом направлении, различные переходы и прочие действия. Появились также гироскопические мыши, которые распознают движение не только на поверхности, но и в пространстве, и мыши, которые можно использовать в качества пульта дистанционного управления (например, MediaPlay от Logitech).

Мышь Apple, модель Pro Mouse.

У стандартных офисных мышей есть экстравагантные родичи, предназначенные для любителей компьютерных игр . Эти более чувствительные устройства обладают дополнительными индивидуально настраиваемыми кнопками и нескользящей внешней поверхностью. А компания Logitech сделала попытку внедрить интерактивные мыши линейки iFeel, которые легкой вибрацией оповещали хозяина о различных событиях на экране, однако новинка пользователей не воодушевила.

Не просто мыши

Проектирование необычных мышек превратилось для дизайнеров в своеобразное соревнование. Так, конструкторы из Южной Кореи разработали надувную мышь JellyClick, электронная начинка которой умещается на небольшой гибкой пластине. В сдутом состоянии мышь можно свернуть до размера этой пластины, а провод с USB-разъемом пропустить через специальный держатель. А круглую гелевую Jelfin mouse можно использовать как стресс-болл мять и давить, снимая стресс от напряженной работы.

Одной из самых необычных моделей мыши является NoHands Mouse от компании Hunter Digital, управляемая... ногами. Устройство состоит из двух педалей, одна из которых контролирует перемещение указателя по экрану, а вторая нажатие на кнопку. Разработчик утверждает, что его устройство не только более удобно по сравнению с обычными моделями мышей, но и позволяет избавиться от запястного синдрома, который имеют 70 % людей, проводящих много времени за компьютером. Также отмечается, что при использовании NoHands Mous обе руки свободны для работы на клавиатуре.

Одно время казалось, что прогрессивный сенсорный интерфейс отберет у мыши статус основного координационного устройства ввода. Однако выяснилось, что при длительной работе он более утомляет, поскольку руки приходится удерживать на весу. Поэтому мышь не собирается сдавать свои позиции, даже несмотря на то, что ее обвиняют в провоцировании болезненного синдрома запястного канала. Ведь новые эргономичные модели и рациональный режим работы позволяют использовать мышь с большей производительностью и комфортом.

Компьютерная мышь: основные сведения Такое комплектующее для компьютера, как мышка, известно в наше время всем и каждому. Ни на одном стационарном компьютере невозможно нормально работать без...

Компьютерная мышь: основные сведения Такое комплектующее для компьютера, как мышка, известно в наше время всем и каждому. Ни на одном стационарном компьютере невозможно нормально работать без...

В это уроке я расскажу про виды компьютерных мышей. Мы рассмотрим шариковые, оптические и лазерные мышки.

Виды компьтерных мышей

Компьютерная мышь - это устройство, с помощью которого можно выбирать какие-либо объекты на экране компьютера и управлять ими.

По способу подключения бывают проводными и беспроводными. Друг от друга отличаются прежде всего по принципу работы. Наиболее часто встречаются следующие виды:

  • Шариковые;
  • Оптические;
  • Лазерные.

Остановимся на каждом виде подробнее.

Шариковая

Устаревший и наиболее дешевый вариант - достаточно большого размера, с прорезиненым шариком, чуть выступающим из основания.

Своим вращением он задает определенное направление двум роликам внутри, а те передают их на специальные датчики, которые и «превращают» движение мышки в перемещение курсора на мониторе.

Но есть один минус: если шарик загрязняется, мышка начинает заедать. Периодическая чистка просто необходима для нормальной работы. Кроме того, такая мышь требует определенной поверхности, ведь точность работы зависит от сцепления устройства с ней.

Оптическая

Оптическая компьютерная мышь не имеет вращающихся элементов - принцип ее работы качественно отличается от предыдущего варианта.

Ее конструкция представляет собой маленькую камеру, которая делает до тысячи снимков в секунду. При перемещении камера фотографирует рабочую поверхность, освещая ее. Процессор обрабатывает эти «снимки» и отправляет сигнал в компьютер - курсор перемещается.

Такое устройство может работать практически на любой поверхности, кроме зеркальной, и в чистке не нуждается. Кроме того, такая мышка миниатюрнее и легче шариковой.

Недостатком оптических мышек является их свечение при выключенном компьютере . Но это проблема решаемая: компьютер нужно просто отключать от линии напряжения.

Кстати, во многих современных моделях этот вопрос и вовсе легко решается: на самой мышке есть специальная кнопка, отключающая устройство.

Лазерная

Лазерная мышь - это усовершенствованный вариант оптической. Принцип работы такой же, только для подсветки используется не светодиод, а лазер.

Такая доработка сделала устройство практически идеальным: мышь работает на любой поверхности (в том числе на стеклянной и зеркальной), она более надежна, экономична и точна - движения курсора максимально соответствуют реальному перемещению.

Кроме того, даже при включенном компьютере она вряд ли будет мешать спать по ночам - лазерная подсветка очень слабенькая.

Проводные и беспроводные

Проводные мышки подключаются к компьютеру при помощи специального кабеля (провода).

Беспроводные же не имеют «хвоста» - они передают сигнал на компьютер через радиоволны или через Bluetooth. Подключаются при помощи специального маленького приемника (по виду очень похожего на флешку), который вставляется в USB разъем.

Из недостатков следует отметить, что все беспроводные из-за отсутствия кабеля лишены стационарного питания. Поэтому их нужно подзаряжать отдельно - от батарей и аккумуляторов.

Кроме того, «бесхвостые» могут иметь сбои в работе из-за не всегда устойчивого соединения. Ну, и нельзя не отметить, что по цене они могут значительно превосходить «хвостатых».

Кнопки компьютерной мыши

Кнопки - главные элементы управления. Именно с их помощью пользователь совершает основные действия: открывает объекты, выделяет, перемещает и так далее. Их количество в современных моделях может колебаться, но для работы достаточно всего двух кнопок и колеса прокрутки.

Именно такой вариант компьютерной мыши - две кнопки и колесико - сегодня наиболее распространен.

На заметку . Часто встречаются мышки, где есть маленькая кнопочка возле колесика. Ее функция – это двойное нажатие левой кнопкой.

Некоторые современные мыши имеют дополнительную кнопку сбоку, под большим пальцем. Ее можно запрограммировать для выполнения каких-либо действий: скажем, на открытие определенной программы .

Поклонники компьютерных игр относятся к ней с уважением: она позволяет запрограммировать выбор оружия, что обеспечивает существенную экономию времени в игре.

Производители постоянно выдумывают что-то новое, добавляя разные кнопки, но ощутимой пользы это не приносит - большинство пользователей их все равно игнорируют.

Правда, есть отдельные «нестандартные» модели, которые с удовольствием используются узкими специалистами и геймерами. Например, мышь-трекбол (с двухмерным колесом прокрутки) или мини-джойстик (аналог игрового джойстика).

Современные мышки

Обычная двухкнопочная мышь обладает всеми необходимыми качествами: позволяет совершать множество манипуляций (щелчки, перетаскивания и прочие жесты), легко попадает в нужный пиксель монитора, пригодна для длительной работы и стоит сравнительно недорого.

Производители постоянно обновляют дизайн, стремясь сделать его более эргономичным, то есть максимально удобным для хвата. Так что подобрать оптимальную модель - и по техническим характеристикам, и по степени комфорта - сегодня может пользователь с любым уровнем запросов.

Несколько лет назад Apple представила сенсорную мышь . В ней нет кнопок - управление осуществляется при помощи жестов.

Еще одна новейшая разработка - так называемая гироскопическая мышь . Она распознает движение не только на поверхности, но и в воздухе - управлять ею можно размахивая кистью.

Правда, такая инновация далека от совершенства: рука при управлении ею быстро устает.

Статьи по теме: