Методика красно черная таблица оценка переключения внимания.

Цель:исследование переключения и распределения зрительного внимания с помощью методики «Отыскивание чисел с переключением с помощью таблицы Горбова-Шульте».

Оборудование: 1) таблица Горбова-Шульте размером 35х35 см, которая разбита на 49 ячеек-квадратов (7х7). В ячейках в случайном порядке расположены 25 чисел черного и 24 красного цвета (прил. №2), 2) секундомер и 3) указка.

Необходимо заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске чисел (табл. №2).

Порядок работы: Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед испытуемым вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция. Задание проводится в три серии .

Инструкция испытуемому для I серии: «Вам будет сейчас показана таблица с черными и красными числами. Наш опыт состоит из трех серий. В первой серии Вам необходимо находить по порядку все числа черного цвета от 1 до 25. Причем нужно обязательно показать каждое число указкой и назвать его».

Инструкция испытуемому для II серии: «Во второй серии Вам необходимо находить все числа красного цвета в обратном порядке от 24 до 1, показывать их и называть».

Инструкция испытуемому для III серии: «В третьей серии Вам нужно будет поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке – от 1 до 25, а числа красного цвета в обратном порядке – от 24 до 1. При этом нужно называть цвет найденного числа и показывать его указкой. Например: один – черное, 24 – красное, 2 – черное, 23 – красное и т.д. Старайтесь работать как можно быстрее и в то же время не делать ошибок».

В течение всего опыта экспериментатор следит за работой испытуемого, и, если последний указывает не на то число, экспериментатор называет ошибки и требует показать правильно, например: «Нет! Вы показали 14 – красное, а нужно: 12 – красное» или «Вы должны сейчас найти не 15 – черное, а 14 – черное».

Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по 5 чисел обоих цветов на каждый этап). Отдельно фиксируются ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка – ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и наоборот; замена цифры – изменение ее порядкового номера (вместо 23 называет 21); замена цвета – вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Обработка результатов:

1. Проводится беседа экспериментатора с испытуемым после окончания опыта. Следует выяснить, с какими трудностями столкнулся испытуемый при выполнении задания (в его начале, середине, конце), какие способы использовал испытуемый для того, чтобы справиться с затруднениями, вызванными необходимостью переключения внимания с одного ряда чисел на другой, как он оценивает качество выполнения задания. Данные субъективного отчета испытуемого сравниваются с данными протокола, и дается содержательная характеристика уровня развития переключения внимания каждого испытуемого.

2. Определяется количество правильно найденных чисел (m ) в I, II, III сериях задания (в третьей серии отдельно для черных и красных чисел).

3. Определяется время (T 1 ) выполнения процедуры нахождения черных чисел в I серии, время поиска красных чисел во II серии (T 2 ), общее время выполнения задания в III серии (T 3 ), а также время выполнения процедуры нахождения черных (T′ 3 ) и красных (T″ 3 ) чисел в III серии задания, для чего общее время (T 3 ) делится пополам.

4. Вычисляется время переключения внимания (T n) по следующей формуле:

T n = T 3 – (T 1 + T 2) ,

где T 1 , T 2 , T 3 – время выполнения задания в I, II и III сериях.

Чем меньше T n , тем выше скорость переключения внимания.

5. Подсчитывается количество ошибок. Количество и характер ошибок важны для правильной и содержательной интерпретации показателя T n .

6. Вычисляется условный показатель переключения внимания (П ), который отражает соотношение показателей скорости выбора в условиях совмещенного выполнения действий (S сов ) и без него (S бс ).

7. Определяется скорость выбора в I серии (S′ бс ), во II серии (S″ бс ), в III серии раздельно для черных (S′ сов ) и красных (S″ сов ) чисел по следующей формуле:

где m - количество правильно названных чисел, T - время выполнения процедуры.

8. Вычисляется условный показатель переключения внимания (П ) по формуле раздельно для черных (П′ ) и красных (П″ ) чисел:

9. Строятся графики динамики переключения внимания по каждой из трех серий, для чего на оси абсцисс откладываются пять равных отрезков, отражающих пять этапов (по 5 чисел обоих цветов на каждый этап – от 1 до 5, от 6 до 10 и т.д.), а на оси ординат откладываются значения времени (t n ), где n – номер этапа. Графики разных серий можно построить на одной координатной плоскости для большей наглядности.

10. Оценивается динамика переключения внимания на основе сопоставления графиков выполнения задания в трех сериях, а также на основе динамики каждой серии. Выделяются принципиальные стадии, оцениваются типы колебаний внимания и характер реагирования на внешние помехи. Оценивается устойчивость внимания по характеру графиков и самоотчетов.

11. Анализируются индивидуальные данные, сопоставляются количественные данные, полученные при расчете формальных показателей, и качественные данные, полученные при анализе графиков, характеризующих динамику внимания в процессе выполнения модифицированных таблиц Горбова – Шульте, а также результатов самоотчетов до и после выполнения задания.

12. Делаются выводы о характере переключения и распределения внимания данного испытуемого, о характере динамики, указывающем на особенности его врабатываемости, устойчивости и утомляемости.

Таблица №2. Протокол регистрации результатов выполнения черно-красной таблицы Горбова – Шульте

Регистрация времени (t n ) по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок, (+/-) Красные цифры Регистрация ошибок, (+/-)
t 1
t 2
t 3
t 4
t 5 -

Таблица №3. Сводная таблица результатов методики Горбова – Шульте

Серия опыта Стимул Количество правильных выборов Время выбора чисел (T ), с Скорость выбора чисел (S ) Условный показатель переключения (П )
общее черных красных черных красных черных красных
I Черные числа m 1 T 1 T′ 1 S" бс
II Красные числа m 2 T 2 T″ 2 S"" бс
III Черные + красные числа m 3 T 3 T′ 3 T″ 3 S" сов S"" сов П′ П″

§ 3. Исследование концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии»

Цель: определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влияния длительной работы на концентрацию внимания.

Оборудование: 1) варианты бланков с перепутанными линиями по методике Рисса (прил. №3), 2) секундомер и 3) ключ для проверки.

Порядок работы: На бланке в прямоугольнике проведено 25 перепутанных линий, которые начинаются у его левой стороны и заканчиваются у правой. Линии пронумерованы от 1 до 25. Задача испытуемого – проследить ход каждой линии и поставить у правого ее конца тот же номер, что и у левого .

Инструкция испытуемому: «На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в протоколе поставить тот номер, на котором эта линия заканчивается. Вам необходимо начать с первой линии, потом перейдите ко второй и т. д. Следить за линиями надо только глазами; помогать пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Обработка результатов:

1. Анализируются результаты наблюдения за выполнением задания испытуемым. При наблюдении следует отметить, что преобладает у исследуемого: установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет; трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет задание без труда.

2. Интерпретируются результаты самоотчета испытуемого. Необходимо обратить внимание на то, что в данном задании было трудным для испытуемого; в чем причина невысокой скорости выполнения задания (избегание ошибок, сбои в прослеживании линий); как оценивает испытуемый наличие у него ошибок, и чем он это объясняет.

3. При определении количественных показателей учитывается время, затраченное исследуемым на нахождение линий (общее время, затраченное испытуемым на нахождение линий (Т ); время, затраченное на нахождение с 1 по 5 линию, с 6 по 10, с 11 по 15, с 16 по 20, с 21 по 25 (Т i )).

4. Подсчитывается число правильно прослеженных линий, а также количество ошибок и число линий, оставшихся непрослеженными.

5. Строится график динамики концентрации и устойчивости зрительного внимания. На оси абсцисс отмечаются этапы выполнения методики (i ), а на оси ординат – время выполнения каждого этапа (Т i ). На основе полученных данных необходимо сделать вывод о влиянии утомляемости и/или упражняемости на выполнение задания испытуемым.

6. Вычисляется показатель успешности выполнения задания (Y ).

Примечание: выделенные цифры – черные

Учет и анализ результатов (по Платонову) .

Чтобы легче было наблюдать за ходом исследования, экспериментатору необходимо помнить, что черное число и следующее за ним римское красное при данной инструкции дают в сумме 25.

При наблюдении надо установить :

Быстро ли находит испытуемый данные числа, бывают ли большие задержки во времени;

Насколько хорошо удается отыскивать в указанном порядке числа двух самостоятельных рядов, в чем проявляются затруднения (замедленность работы, забывание последних действий, заторможенность);

Какие способы использует исследуемый, чтобы справиться с затруднениями в связи с необходимостью переключать внимание;

Не испытывает ли особых затруднений в середине выполнения задания, когда числа обоих рядов близки друг к другу (ряды скрещиваются);

Если взгляд исследуемого направлен на искомое число, всегда ли он его замечает, или бывает (часто ли), что не воспринимает.

При опросе следует уточнить :

Трудно ли было выполнять задание, в чем выразились затруднения;

Легко ли было помнить при возвращении к данному ряду, на каком числе остановился;

Когда было труднее выполнять задание: в начале работы, в середине или конце.

В качестве показателя хорошей или плохой переключаемости внимания берут Суммарное время выполнения первого и второго этапа (Т1 + Т2) сравнивают с общим временем выполнения третьего этапа Т3. Показатель переключения – это разница между

Т = Т3 - (Т1 + Т2) – это время, необходимое человеку для переключения.

Чем меньше этот показатель дополнительного времени, тем лучше, значит, исследуемый справился с заданием.

Выделяются следующие уровни переключения внимания (по красно-черной таблице):

I – разница во времени до 60 сек

II – 61…90 с.

III – 91…100 с.

IV – 101…120 с.

V – 121 с и выше.

Примеры краткой характеристики выполнения задания . Исследуемый Ю. Задание понял сразу. Выполнил задание быстро – за 2 мин 5 с с небольшим числом ошибок – 2. Необходимость переключения внимания не вызывала никаких видимых затруднений; не отмечено ни лишних слов, ни задержек в отыскании чисел. Задание считает не очень трудным и интересным.

Исследуемый П. Инструкцию понял не сразу. Поняв задание, был смущен его трудностью. На выполнение задания затратил очень много времени – 8 мин 8 сек; совершил при этом много ошибок (5). Необходимость переключения внимания вызывала заторможенность действий. Часто задерживался, терял нить (забывал, что ему нужно искать). При поиске очередного числа не мог охватить всю таблицу или ее часть, поэтому просматривал последовательно каждую строку, каждое число. Когда экспериментатор указывал на допущенную ошибку, не всегда сразу ее исправлял. Задание считает трудным: нелегко вспомнить число, на котором остановился, возвращаясь к данному ряду.

Предлагается и другой вариант обработки результатов и анализа 3 этапа

Рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле

где А – показатель переключения внимания, Т и С – балльные оценки времени и ошибок соответственно.

Основные статистические характеристики по ПВ для студентов: показатель общей успешности А = 12,9. Как и объем внимания, переключение у женщин значительно выше: Аж = 13,6; Ам = 11,9. Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в таблицах 17 и 18

Руководство. Методика Ф. Д. Горбова «Красно-Черная таблица» - страница №1/1

Руководство. Методика Ф.Д.Горбова «Красно-Черная таблица»
Назначение теста

Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.

Описание теста

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель - время выполнения.

Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание - на другом бланке.

Инструкция к тесту

Для взрослых: «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу».

Время выполнения задания фиксируется.

Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.

Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным - в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».


Детский вариант: «На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные - в убывающем одновременно, по очереди: 1 - черное, 24 - красное, 2 - черное, 23 - красное и так далее».
Тестовый материал

Обработка результатов теста
Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания.

Виды ошибок: пропуск числа, повторение одного числа дважды и так далее.

Детский вариант красно-черной таблицы можно использовать после того, как испытуемому были предложены таблицы Шульте, поскольку это дает возможность сравнить результаты двух методик между собой. .
Обработка данных в детском варианте аналогична обработке взрослого варианта. Для сравнения берется среднее время выполнения заданий в методике Шульте и зафиксированное время работы с таблицей Горбова. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания.
Оснащение эксперимента

Экспериментатору и всем испытуемым надо иметь таблицы Шульте (в приложении) с изображением 25 черных чисел (от 1 до 25) и 24 красных чисел (от 1 до 24). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние. Каждое число, имеет свой символ - букву русского алфавита, написанную рядом с числом (например, 24а, 25б и т. д.). Экспериментатор заранее готовит программу правильных ответов. Для регистрации времени выполнения задания экспериментатору необходим секундомер. Для регистрации результатов опыта каждый испытуемый до начала опыта составляет таблицу протокола.

Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом этапе.
Интерпретация результатов

1. Проверить записи испытуемого, сравнивая их с контрольными записями экспериментатора.

3. Определить время выполнения процедур нахождения черных и красных чисел раздельно на III этапе задания (Т); для этого общее время, затраченное на весь этап, надо разделить пополам.

4. Определить скорость выбора (S) на I, II и III этапах; причем в последнем случае раздельно для черных и красных чисел.

5. Найти условный показатель переключения внимания (П) по формуле раздельно для красных и черных чисел.

Как показывает опыт при обследовании больных, страдающих афазией, кроме указанных характеристик полезно учитывать еще один показатель - количество попыток правильного отыскивания рядов цифр. Это достигается тем, что при возникновении ошибки обследуемому предлагается вновь начать работу с данной таблицей. Попытки повторяются до успешного выполнения задания.

Анализ результатов проводится путем оценки суммарного времени отыскивания красных и черных цифр в отдельности и в чередующемся порядке, а затем вычисления разницы между тем и другим временем. Эта разница, как принято считать, отражает время, необходимое человеку для переключения внимания.


Нормы:

Распределение внимания: черные числа - 49 сек., красные - 51 сек.

Переключение внимания: 140 сек.
Норма в пересчете на 100 цифр:

Время поиска цифр, напечатанных обычным шрифтом, - 11 ± 1 с;

Время поиска цифр, напечатанных жирным шрифтом, - 10 ±2 с;

Время последовательного поиска тех и других - 41 ±4 с.

Таблицы Горбова-Шульте являются оригинальной модификацией стандартных тренажеров скоростного чтения. Особенностью таких тренажеров является наличие двух блоков чисел, один из которых черный, а второй – красного цвета. Черных ячеек в таблице 25, а клеток красного цвета 24. Причем, существует несколько вариаций тренажера: в одних меняется цвет фона, в других окрашиваются сами числа. На нашем ресурсе представлен вариант с закрашиванием цвета фона.

Пройти тест с полной интерпретацией результатов позволит ресурс BrainApps. Существует множество вариантов работы с такой таблицей, однако основной из них заключается в том, чтобы одновременно находить в порядке возрастания числа одного цвета и в порядке убывания – другого. Например, вы ищете число 1 красного цвета, затем 25 черного, после чего число 2 красного и так далее. При прохождении теста учитывается не только скорость выполнения задания, но и количество ошибок.

Тренировка с таблицами онлайн

Удобнее всего работать с красно-черными таблицами в режиме онлайн, где просто зафиксировать время и предоставляется большое количество случайных вариантов таблиц. Также для пользователей предусмотрено переключение размеров таблицы.

Онлайн тренажер снабжен несколькими функциями. Человек нажатием кнопки начинает тест, затем завершает его. Также он может поменять стилистику таблицы, то есть выбрать, что именно будет цветным: фон или сами числа. Единственный минус такого тренажера заключается в том, что он не показывает ошибки. Лучше всего хотя бы примерно фиксировать их количество самостоятельно.

Скачать таблицы Горбова-Шульте

Для многих пользователей удобно иметь несколько распечатанных вариантов красно-черных таблиц для работы с ними в условиях отсутствия интернета. Кроме того, распечатка может понадобиться для проведения коллективных тренингов или для людей, у которых быстро устают глаза от компьютера. Мы предоставляем несколько форматов скачивания таблиц Горбова-Шульте.

Интерпретация результатов

При обработке результатов работы с данными таблицами учитываются скорость нахождения цифр, количество и динамика ошибок. С помощью полученных данных высчитывают переключение внимания и другие стандартные показатели работоспособности человека. Более подробную информацию можно прочитать в соответствующем разделе блога, где находится развернутая статья об интерпретации результатов упражнений с таблицами Шульте.

Дополнительная информация по таблицам

Красно-черные таблицы являются всего лишь разновидностью таблиц Шульте. Более подробно о самом тренинге и его значении расскажет основная статья. Таблицы также имеют модификации для детей и буквенные разновидности, с помощью которых можно еще более эффективно развить навыки скорочтения, улучшить концентрацию и стрессоустойчивость на работе.

Еще существуют нестандартные варианты таблиц, разработанные скорее для разнообразия и некоторого усложнения задачи. Те, кому нравятся оригинальные тренинги, могут воспользоваться следующим необычным вариантом таблиц Шульте:

Любой вариант таблиц Шульте достаточно быстро и ощутимо улучшит навыки быстрого чтения и других полезных для работы мозга показателей.

Здесь вы найдете большое количество игр на развитие мышления, внимания, памяти у детей-дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Если вас интересует тема развития внимания у детей, обязательно посетите специальный раздел сайта "Игры на развитие внимания у детей" . Приведем здесь скриншоты некоторых заданий:

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант)

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".

Пример:


Методика "Красно-черная таблица".

Методика предназначена для оценки переключения внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т(2) фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т(3) фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) - (Т(1)+Т(2)).

Стимульный материал

1

5

11

8

2

10

7

4

1

9

12

8

2

4

3

11

6

9

5

6

7

3

12

10

Таблицы Шульте.

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

Статьи по теме: